История советских танков: от Гражданской до Великой Отечественной войны

Краткая история появления танков

В современном понимании танк — это бронированная боевая машина с пушечным и пулемётным вооружением на гусеничном ходу. Однако само слово в переводе с английского означает «резервуар» или «бак». Это связано с тем, что во время Первой мировой войны первые танки поставлялись на поле боя под видом цистерн с топливом, чтобы противники не знали о новом изобретении. Однако сама идея использования бронированных механизмов в бою живёт гораздо дольше появления понятия «танк». Боевые машины используются в основном для того, чтобы прорывать линию обороны противника. Первое упоминание об использовании специальных механизмов для поддержки пехоты в бою историки датируют XII веком до н.э. Китайские боевые повозки по описаниям вмещали до 12 человек и передвигались на 4-х колёсах. Однако мы не знаем ни по какому принципу они работали, ни как выглядели.

Осадная башня в древнем Риме

Другое дело — осадные башни, широко применяемые в эпоху Античности и Средневековья. Как нетрудно догадаться из названия, их применяли для осады и штурма различных укреплений. Внутри башен находились лучники, которые не давали вражеским солдатам подойти к башне, а также пехотинцы, которые штурмовали стены замков и городов, когда башня добиралась до них. Кстати, в качестве «танков» в древние времена служили не только механизмы, но и животные. Сейчас все, кто смотрел фильм или читал книгу «Властелин колец», могут удивиться, но слоны мумакил из Харада — это усиленная фантастическая версия индийских боевых слонов. Появление этих животных на поле боя вызывало страх даже у кавалерийских отрядов, что говорить о простых солдатах. К тому же, слоны могли везти несколько человек — один управлял, другие расстреливали противников из лука и отбивались от смельчаков, нападавших на животное.

Индийский боевой слон

Идея создать что-то, что могло бы с лёгкостью прорываться сквозь вражеские ряды, не угасала, но и не получала существенного развития очень долгое время. Периодически появлялись механизмы, подобные китайским боевым повозкам, крытым колесницам и так далее. Рыцари были своего рода танками, с ног до головы закованные в броню. В XV веке нашей эры итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель и музыкант Леонардо да Винчи создаёт деревянную полностью закрытую колесницу с большим количеством орудий, которая считается первым танком многими историками. Она приводилась в движение людьми, как и китайская повозка, а количество орудий по некоторым данным могло достигать 36 единиц. Однако данный деревянный «танк», напоминавший по форме черепаху, имел ряд существенных недостатков. Проект так и не был реализован.

Репродукция танка Леонардо да Винчи

В XVII веке французский изобретатель Дени Папен (Denis Papin) создал первую паровую машину, которая представляла собой цилиндр с поршнем, поднимавшимся под действием пара, а опускавшимся из-за давления атмосферы, когда отработавший пар сгущался. Однако это был лишь эксперимент и на практике машина не применялась. А вот атмосферный двигатель англичанина Томаса Ньюкомена (Thomas Newcomen), разработанный в 1712 году, использовали для откачки воды из глубоких шахт. В 60-70-е годы Джеймс Уатт (James Watt) занимался проблемой повышения коэффициента полезного действия вакуумного двигателя Ньюкомена. В итоге в 1781 году он запатентовал вакуумную паровую машину с кривошипно-шатунным механизмом, которая производила непрерывное вращательное движение вала. При наличии каменного угля и воды, двигатель Уатта можно было устанавливать и использовать в любом месте для любой цели. Считается, что именно это изобретение положило начало промышленной революции в Англии.

Бронепоезд — неприступная крепость для кавалерии

Паровые двигатели получили широкое применение в транспортной сфере. Появились паровые автомобили, пароходы, а также самоходные железнодорожные локомотивы. В 1862 году во время гражданской войны в северной Америке в ход было пущено совершенно новое оружие. Американские инженеры взяли паровоз, обшили его бронёй со всех сторон и установили несколько пушечных орудий. Так на свет появился первый бронепоезд, который оказался очень грозным и эффективным видом военной техники. Однако у него был один существенный минус — для передвижения бронепоезду требуются рельсы. Поэтому инженеры начали экспериментировать с другими видами транспорта. Например, были созданы бронеавтомобили. Однако в их конструкции приходилось идти на компромисс, либо тяжёлая броня и вооружение, но невозможность передвигаться по пересечённой местности, либо слабая броня, которая легко пробивалась, и отсутствие крупнокалиберных орудий.

И вот мы с вами возвращаемся к Первой мировой войне и английскому танку Mark I. Несмотря на то, что первая партия новой бронетехники обладала рядом недоработок, а из 32 танков, участвовавших в первом бою, 17 вышли из строя ещё до сражения, преимущества бронированных машин на гусеничном ходу были очевидны. 15 сентября 1916 во время битвы на реке Сомме Mark I помогли пехоте продвинуться в глубь вражеской обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери солдат составили в 20 раз меньше расчётных. Для сравнения часто приводится битва при Вердене, когда за 10 месяцев боевых действий немцы смогли продвинуться всего на 3 километра в глубь обороны французов.

Mark I — первый в мире танк

Так началась история танков. Командование армии СССР также оценило новый вид военной техники. Стоит отметить, что Василий Менделеев (сын великого русского учёного Дмитрия Менделеева) ещё в 1915 году направлял в технический отдел Русской армии проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением. Однако тогда инициатива была отвергнута и дальше проектных работ дело не пошло. Первый танк СССР Танк М (малый) был, по сути, копией французского Reno-FT. Т-18, Т-26, Т-27 также собирались на базе зарубежных прототипов. Первым серьёзным успехом советского танкостроения стал не имеющий на тот момент аналогов Т-34, который мог пробивать лобовую броню немецкого танка PzKpfw VI «Тигр». После Второй мировой войны в СССР создали Т-54 (и модификацию Т-55 для боевых действий в условиях повышенного радиационного фона), который находился в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом, и использовался на вооружении в более чем 30 странах. Затем были модели Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95, каждая из которых была воплощением современных технологий и возможностей.

Российский танк четвёртого поколения Т-14

В 2010 году в Российской Федерации началась разработка танка нового поколения, который по всем характеристикам должен затмить любые современные аналоги. Конструкторы ОАО «Уралвагонзавод» получили непростую задачу. Первый этап разработки длился около 5 лет. В 2015 году на параде Победы был представлен Т-14 — перспективный российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» (также создана специалистами УВЗ). Стоит сразу подчеркнуть, что данная платформа является универсальной и на её базе планируется выпускать не только танки, но и БМП, бронетранспортеры, САУ, машины поддержки танков и многие другие виды техники. Т-14 является первым в мире танком, реализующим в своём конструкторском замысле концепцию «сетецентрической войны», по которой боевые формирования объединяются в единую сеть для повышения их возможностей и достижения инфокоммуникационного превосходства в условиях современных боевых операций.

Танк Т-14 на ходу

Поэтому Т-14 используется в первую очередь как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90. И с этими задачами он должен справляться отлично. Танк оборудован радиолокационной станцией с активной фазированной решёткой, аналогичной тем, что устанавливают на современных боевых истребителях последнего поколения. Круговой доплеровский радар установлен на башню танка. Также Т-14 оснащён ультрафиолетовыми HD-камерами наблюдения с круговым охватом на 360°. Они могут отслеживать работу двигателей вражеской техники по выхлопу из ионизированного газа. Также на борту российского танка находится беспилотный аппарат разведки и целеуказания «Птеродактиль», что существенно увеличивает его потенциал с точки зрения обнаружения целей. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться всей полученной информацией, повышая общую эффективность работы соединения.

Т-14 на испытаниях

Одной из главных особенностей нового танка является размещение экипажа. Как уже говорилось выше, башня танка является необитаемой. Пушка заряжается с помощью специального автомата, а экипаж находится в передней части танка в так называемой бронекапсуле. То есть люди должны выживать даже при взрыве боеприпасов. Однако проектировщики танка сделали всё, чтобы в танк даже невозможно было попасть. Т-14 оснащён комплексом активной защиты, который может перехватывать любые направленные в него боеприпасы. КАЗ «Афганит» прикрывает всю переднюю полусферу боевой машины. Также на Т-14 установлена новейшая версия динамического бронирования «Малахит». По некоторым данным, она является первой в мире электродинамической броней с возможностью метания бронепластины в подлетающий боеприпас ещё до контакта с корпусом танка. Даже если что-то пойдёт не так и «Афганит» с «Малахитом» не смогут предотвратить удар, то Т-14 имеет многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка, эквивалентное 1 метру гомогенной металлической брони, которое, по мнению производителя, невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами.

Смоделированное изображение компоновки Т-14

Основным вооружением танка на сегодняшний день является гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М. Дальность ее стрельбы достигает 7 км, скорострельность — 12 выстрелов в минуту. Орудие 2A82, по заявлениям разработчиков, обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучшее орудие НАТО на танке Леопард-2. При этом Т-14 может быть быстро переоснащён орудием калибра 152 мм, которое обладает бронебойностью подкалиберного снаряда более 1000 мм, что заведомо превышает бронирование современных танков. Это слишком высокие показатели на данный момент, к тому же для снарядов 2А82-1М требуется меньше места, а значит — боекомплект танка выше. Поэтому 2А82-1М будет основным орудием Т-14 в ближайшее время.

Внутри Т-14

Танк также будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Зенитный пулемёт «Корд» смонтирован в собственной роботизированной башне, интегрирован с АФАР-радаром танка, тепловизорами и способен поражать на дистанции до 1500 метров даже высокоскоростные цели. Он входит в систему активной защиты танка от вражеских ракет, а также используется в качестве ПВО. На Т-14 также установлено спаренное орудие ПКТМ.

Тяжёлая БМП T-15 на платформе «Армата»

Т-14 использует общие для платформы «Армата» двигатель и активную подвеску. Двигатель с автоматической коробкой передач и переменной мощности от 1200 до 1800 л. с. обеспечивает движение со скоростью до 90 км/ч по шоссе и до 60 км/ч по пересечённой местности. Запас хода по шоссе составляет 500 км. Благодаря активной подвеске Т-14 значительно меньше подвержен раскачиванию при движении по пересечённой местности, что влияет на точность стрельбы и скорость танка. Боевая информационно-управляющая система контролирует двигатель, трансмиссию и приборы активной подвески, автоматически принимая решения по обслуживанию танка и отдавая голосовые команды экипажу.

Сравнение Т-14 с другими танками

Сравнивать Т-14 с существующими танками практически нет смысла, так как все страны соглашаются с его безоговорочным преимуществом над конкурентами. Это танк нового поколения относительно существующих. Т-14 обладает радаром дальнего действия, активной подвеской, увеличивающей скорость и точность стрельбы танка в движении, лобовой броней, непробиваемой современными ракетами, а также активной системой защиты, способной перехватывать снаряды. Британский «Челленджер-2», немецкий «Леопард-2», американский «Абрамс» и другие современные танки даже не способны пробить защиту Т-14. У израильского танка «Меркава» есть АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающим ракетам, однако возможности отразить снаряды у него нет, а броня довольно слабая. Т-14 — это действительно революционный шаг в истории танкостроения.

Системный подход к танкостроению

С 1923 года вопросы разработки и производства бронетехники были переданы в компетенцию Управления военной промышленностью, при котором 06 мая 1924 года было организовано профильное бюро, долженствующее практически с нуля организовать танкостроение в нашей стране.

Параллельно складывались принципы применения танковых войск на поле боя, под которые планировалось «затачивать» проекты перспективных машин. Так предполагалось, что будут разрабатываться четыре основных типа танков:

  • Штурмовые, долженствующие работать крупным калибром по целям в глубине вражеской обороны.
  • Тяжёлые для прорыва полосы обороны противника.
  • Манёвренные танки-истребители долженствующие действовать в полосе наступления и при этом способные эффективно уничтожать вражескую бронетехнику.
  • Пехотные танки a-la FT-17 для сопровождения пехоты.

Поскольку в проектировании и массовом производстве последних уже имелся некоторый опыт, то было решено начать именно с них: в 1927 Т-16 был воплощён в металле и в нем выявили ряд дефектов, примерно через год был построен второй прототип Т-18, его принят на вооружение РККА. Концептуально машина копировала французский прототип, хотя при её создании использовался итальянский опыт и некоторые собственные наработки.

Читайте также:  Какие погоны носит офицер в звании майора в армии РФ

Всего к 1932 году, когда эти «коробочки» были сняты с производства успели наклепать около 1000 штук: они достаточно хорошо показали себя в ходе конфликта на КВЖД, использовались в качестве учебных и даже ограниченно применялись на раннем этапе ВМВ.

Танк МС-1
Танк МС-1

Первым танком-истребителем стал Т-12 разработка которого началась в 1928 году, «изюминкой» этой бронемонстра было то, что на крыше его пушечной башни (в ней помимо пулемёта монтировались 45-миллиметровое танкобойное орудие или лёгкая 57-миллиметровая гаубица) располагалась пулемётная башенка, кроме того машина несла и курсовой пулемёт. «Коробочка» весила порядка 19 тонн, благодаря 250-сильному двигателю развивала до 22 км/ч и защищалась 20-миллиметровой бронёй, её обслуживал экипаж из четырёх человек.

Принятый на вооружение как Т-24 он был выпущен небольшой серией в 25 единиц, после чего выпуск был прекращён как в связи со сложностью и низкой технологичностью, так и в связи с тем, что достигавшая почти трёх метров в высоту машина была слишком хорошей целью для артиллерии.

Как вы наверняка знаете, ещё в 20-е годы, оказавшиеся в политической изоляции СССР и Германия, были вынуждены сотрудничать друг с другом, в том числе и в военной сфере, это и стало причиной того, что создание первого советского тяжёлого танка было поручено инженерной группе под руководством немецкого конструктора Гроте.

танки Т-24 в бою
танки Т-24 в бою

Концептуально он представлял собой вариант Т-24, но имел многие оригинальные технические решения – так, например, корпус впервые в истории был выполнен не клёпанным, а сварным. К другим особенностям машины относилось то, что она имела два орудия: 76-миллиметровое располагалось в боевой рубке, над которой имелась вращающаяся башня, нёсшая 37-миллиметровый зенитный ствол.

Кроме того, танк был вооружён пятью пулемётами (два ДТ и три «Максима»), долженствующими защищать его от нападений пехотинцев с бортов и с кормы. 300-сильный авиационный двигатель М6 разгонял сего монстра до 34 км/ч. Также стоит отметить хорошее по меркам того времени бронирование: 44 мм – лоб корпуса/рубки/башни и 20-30 мм – борт/корма.

Танк ТГ
Танк ТГ

Воплощённая в металле машина испытывалась летом-осенью 1931 года, была отмечена удобность эксплуатации и плавность хода, однако надёжность ходовой части и проходимость на мягких грунтах оставляли желать лучшего.

Кроме того, её стоимость составляла порядка 1 500 000 рублей за штуку, что в конечном итоге и стало причиной отказа от ТГ. Пожалуй, приходится признать, что эта «коробочка» на десятилетие-другое опередила своё время; впрочем, даже если бы она была принята на вооружение то к началу ВОВ, несмотря на попытки модернизации, скорее всего, успела бы устареть: во всяком случае, КВ-1 выглядит предпочтительнее.

Развитие своего танкостроения

Первые танки СССР

Лишь в 1927 году появился МС-1, также известный как Т-18 или малый танк сопровождения пехоты, весьма современный и совершенный для своего времени. Его полуавтоматическая 37 мм пушка в башне дополнялась 2 пулемётами, толщина брони достигала 16 мм, а скорость — 16,5 км/час.

Началось бурное создание новой техники в СССР, появились Т-19, Т-20, Т-23 и Т-24, танкетки Т-17 и Т-23, но все они не отличались какими-либо значимыми преимуществами перед Т-18, зато были дороги в производстве. Стоит лишь остановиться на принятом на вооружение в 1931 году Т-24, получившем 45 мм пушку и 4 пулемёта, размещённые в ряд, скорость 22 км/час и экипаж из 4 человек.

С начала 30-х годов, на вооружение СССР начала поступать новая техника, многое заимствовалось за рубежом.

Т-26 являлся английским Light Tank Mk.VI, Т-27 танкеткой Carden-Loyd Mk VI, серия колёсно-гусеничных БТ была основана на танке Кристи, а Т-28, получивший 3 башни, был родственником Medium Mk III.

Тем не менее, уже к 1933 году СССР имел 5 типов вполне актуальной техники, предназначенной для разных задач.

Первые танки СССР

Например, тяжёлый Т-35 и быстроходные БТ, отлично подходящие для быстрых глубинных атак.

Стоит вспомнить и самоходную установку АТ-1, в то время называвшуюся артиллерийским танком. Позже, во время Великой отечественной войны, подобные машины стали актуальными, как поддерживая пехоту, так и ведя борьбу с бронетехникой противника.

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Первые танки СССР

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам — уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.

9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта — его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Первые советские танки

Первым советским танком собственной постройки был так называемый танк «Русский Рено» , фактически не лицензионная копия французского танка FT-17, несколько образцов которых было захвачено красногвардейцами в боях за Одессу. Производство «Русского Рено» было организовано методом «обратной сборки» — сперва FT-17 разобрали до винтика, изучили, а затем стали собирать свои собственные танки.

Первый «Русский Рено» был собран в 1920 г., всего же было построено 15 машин. Не один из них не участвовал в боевых действиях и к началу 1930-х г.г. не числился в действующей армии.

«Русский Рено» - танк в стиле революции 1917 года: было ваше - стало наше.

«Русский Рено» — танк в стиле революции 1917 года: было ваше — стало наше.

Первый танк не только полностью спроектированный в СССР, но и выпущенный довольно большой партией в 960 экземпляров. В производство (или «танк малый сопровождения — 1», МС-1) танка Т-18 пошел в 1927 году и производился до 1931 г. Вооруженный 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом, Т-18 по всем характеристикам был ничуть не лучше и не хуже западных образцов. Таким образом, можно сказать, что с началом его производства, СССР ликвидировал десятилетнее отставание от запада в производстве танков.

В основном использовался как учебная боевая машина, хотя некоторые из Т-18 дожили аж до 1941 г. и успели принять участие в Великой Отечественной войне… правда в качестве несамоходных огневых точек — ДОТ.

Малый танк сопровождения Т-18 - влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Малый танк сопровождения Т-18 — влияние FT-17 все ещё чувствуется, однако, машина уже целиком советская

Танк Т-18 был далеко не так хорош, как хотелось бы его создателям,поэтому сразу же после запуска его в серийное производство, были начаты работы над Т-19, представлявшем собой не «доработанную версию» Т-18, а совершенно новую машину. Надо сказать, что для своего времени машина получилась очень передовой — и химическая атака ей была не страшна, и съемные понтоны для формирования рек предусмотрены… но только стоило все это добро совершенно неподъемных для ещё только восстанавливающегося СССР денег, да и в производстве было сложновато. В итоге, место Т-19 занял английский «Виккерс 6 тонн», а точнее его советская модификация — Т-26.

Не окажись под рукой уже готового «Виккерса», возможно основу танковых сил СССР составляли бы танки Т-19

Не окажись под рукой уже готового «Виккерса», возможно основу танковых сил СССР составляли бы танки Т-19

В 1931 году СССР «выкатил» и свой первый средний танк Т-24 . Т-24 имел не 1, а 2 башни стоящие одна на другой и весьма грозное вооружение: 45-мм пушку и 3 пулемета. Конструктивно танк представлял собой увеличенный в размерах Т-18, однако значительно возросшая масса заставила создать для танка и новую ходовую часть.

Хотя в серийное производство Т-24 и не пошел (изготовлено 20 танков Т-24), на его шасси в дальнейшем производились отличные гусеничные артиллерийские тягачи «Коминтерн» и «Ворошиловец», а советские конструкторы успешно решили ряд сложных технических проблем.

Советский танк Т-24 - последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Советский танк Т-24 — последняя чисто советская разработка перед длинной чередой западных заимствований

Одновременно с танком Т-18 в СССР было принято решение строить и легкие танкетки с пулеметным вооружением, в бою сопровождающие и прикрывающие танки. Сначала на шасси Т-16 (так обозначали прототипы Т-18) советские конструкторы пытались соорудить что-то свое, но в итоге предпочтение отдали лицензионному выпуску английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI.

Правда, в базовом виде английская танкетка командование не устраивала, поэтому была существенно переработана (увеличен и усилен корпус, изменена ходовая часть и т.д.) и в итоге вообще мало напоминала оригинальную конструкцию и носила собственный индекс: танкетка Т-27 . К началу войны в войсках почти не встречалась и считалась устаревшей.

Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Т-27. Трудно поверить, но в недрах этих броне-ящичков на гусеницах умещались два взрослых человека

Советские танки между двумя мировыми войнами

В 1931 году СССР купил лицензию на производство британского легкого танка «Виккерс 6 тонн» и сразу же запустил его в производство под обозначением легкий танк Т-26 . Полной копией «англичанина» Т-26 пробыл недолго — уже через два года танк был радикально переработан, получил более мощный мотор, одну башню вместо двух, измененную конструкцию корпуса.

В дальнейшем, постоянно совершенствуясь, Т-26 стал широко поставляться на экспорт, принял участие в громадном количестве военных конфликтов 1930-х г.г. по всему миру, и встретил Великую Отечественную войну как наиболее массовый советский танк. Да-да, именно Т-26 (и многочисленные варианты БТ) приняли на себя первый удар гитлеровцев и составляли основу танковых войск СССР на начало войны. Не смотря на все модификации, к 1941 году уже не отвечал требованиям времени.

Танк Т-26 первых годов выпуска. Советские конструкторы совершенствовали эту машину в течение долгих лет и в итоге выжали из неё все соки

Танк Т-26 первых годов выпуска. Советские конструкторы совершенствовали эту машину в течение долгих лет и в итоге выжали из неё все соки

В том же 1931 году советские представители в США купили у изобретателя Уолтера Кристи лицензию на производство «крейсерского танка» Кристи М1931. В итоге вместо готового танка Советский Союз получил скорее его шасси, к тому же весьма «сырое» с точки зрения конструкции. Однако, с некоторыми доработками и установленным вооружением, новый танк под маркой БТ-2 («Быстроходный Танк — 2») в 1932 г. был запущен в серию.

Особенностью БТ-2 была ходовая часть — по бездорожью он передвигался на гусеницах, а на шоссе мог их легко снимать и мчаться со скоростью под сотню километров час, словно автомобиль. Иными словами, был колесно-гусеничным (как и все последующие БТ). За период с 1932 по 1932 г. выпущено 670 легких танков этого типа.

Потрясающую скорость БТ-2 обеспечивала не только уникальная подвеска, но и авиационный мотор. К сожалению, учитывая весьма тонкую броню машины и тот факт, что авиационные моторы заправляют легко воспламеняющимся керосином, горели «бэтэшки» как свечки.

Не только в СССР баловались с «танками Кристи» - покупали их и британцы и поляки и те же немцы

Не только в СССР баловались с «танками Кристи» — покупали их и британцы и поляки и те же немцы

Дальнейшее развитие БТ-2 — доработанная ходовая часть, новая башня, и ещё целый ряд доработок и улучшений. За период с 1933 по 1935 г.г. было построено 1884 танков этого типа. Хотя по советской классификации БТ-2 и БТ-5 были легкими танками, все-таки правильнее называть их крейсерскими. За счет скорости и маневренности они должны были глубоко проникать в оборону врага, создавать угрозу его тылам и наносить максимальный урон инфраструктуре, в общем действовать также, как действуют морские крейсеры.

Именно по этой причине «бэтэшкам» прощали их чрезвычайно слабое бронирование — в теории, такие танки вообще не должны были встречаться с танкам противника. На практике, когда в 1941 году эти машины бросали в лобовые атаки на окопавшуюся пехоту, все вышло совсем иначе.

...однако лучшие результаты были все-таки у советских БТ - сам У. Кристи не мог и представить, что удастся выжать из его задумки

…однако лучшие результаты были все-таки у советских БТ — сам У. Кристи не мог и представить, что удастся выжать из его задумки

Танк Т-37А можно было бы классифицировать как «экстремально легкий» (по этой причине некоторые авторы называют его танкеткой, а не танком) — пулеметное вооружение, вес в 3 тонны, да и характеристики далеко не выдающиеся. Все кроме одной — Т-37А это первый в мире плавающий танк. Хотя работы над подобными машинами вели во многих странах, именно СССР, с его обилием рек и озер был крайне заинтересован в полноценной боевой машине-амфибии.

Авторы «танкеточной» версии во многом правы — первоначально Т-37А и должен был заменить в войсках более раннюю танкетку Т-27, став универсальным легким разведывательным танком. К сожалению, первый блин получился комом — созданный на основе английских наработок фирмы «Виккерс» (не ушедших дальше совсем «сырых» прототипов) Т-37А был слишком слабо вооружен и защищен, к тому же отличался очень малым запасом хода. Тем не менее, за его главное достоинство — амфибийность, на эти недостатки смотрели сквозь пальцы. С 1933 по 1936 г.г. выпущено около 2500 машин.

Начиная с 1936 г. от Т-37А отказались в пользу танка Т-38 — его улучшенной модификации (1300 машин до 1939 г.). К сожалению, не смотря на реально улучшенные боевые и эксплуатационные характеристики, Т-38 унаследовал и все проблемы прародителя. Хотя «универсального разведывательного танка» и не получилось, именно с Т-37А/38 СССР стал последовательно внедрять концепцию малой плавающей бронемашины пригодной к десантированию с самолетов и кораблей и незаменимой при поддержке морского и воздушного десанта.

Плавающий танк Т-38 ни за что не спутаешь ни с одним другим

Плавающий танк Т-38 ни за что не спутаешь ни с одним другим

Средний танк Т-28 — образец того, как в 1930-х г.г. в Европе понимали развитие концепции пехотного танка — обладающего внушительным арсеналом вооружения и способного обеспечить себе круговую защиту. По общей «моде» того времени Т-28 имел не одну, а три башни — пушечную (76,2-мм) и 2 пулеметные. Несмотря на довольно неповоротливый внешний вид и немалый вес (относящий Т-28 скорее к средне-тяжелым, чем к средним танкам), Т-28 оказался весьма проворной и маневренной машиной, отличался надежностью и неплохими боевыми качествами, что подтвердили все случаи использования этих машин в бою.

Главным недостатком Т-28 была слабость брони, к 1941 году уже не отвечавшая требованиям времени. За период с 1935 по 1941 г.г. было произведено 503 танка этого типа.

Т-28 - хотя танк и был чисто советским, сделан он под впечатлением от британского А6.

Т-28 — хотя танк и был чисто советским, сделан он под впечатлением от британского А6. Нельзя винить конструкторов за работу с оглядкой на запад — нужно лишь отметить, что советская «творческая переработка» западных идей, как правило, по эффективности превосходила оригинал

Тяжелый танк Т-35 — танк созданный сугубо в пропагандистских целях — рисовать на открытках, прокатывать по большим праздникам по Красной Площади и всем своим видом выказывать мощь государства. Ещё бы — единственный в мире серийно выпускавшийся танк оснащенный сразу 5-ю башнями!

В практическом отношении идея «сухопутного линкора» показала свою полную нежизнеспособность в реальном бою — из-за громадного веса 5 башен, броня танка была довольно слабой, зато нагрузка на ходовую часть и двигатель — очень высокими. Как следствие — высоким был и процент «не боевых» поломок. Так, из всех машин этого типа потерянных в начале войны, практически 90% были просто брошены экипажами по причине выхода из строя ходовой части.

Но плохим был не танк, а заведомо неверная концепция такого танка. Проекты похожих машин были у всех ведущих держав, но воплотить её в металле удалось только советским конструкторам. За период 1934—1938 г.г. построен 61 танк этого типа.

Тяжелый танк Т-35 - 5 башен, 3 орудия, 11 человек экипажа... и лишь 50 миллиметров брони

Тяжелый танк Т-35 — 5 башен, 3 орудия, 11 человек экипажа… и лишь 50 миллиметров брони

Танк БТ-7, хотя и имел концепцию схожую с БТ-2/5, все-таки был уже совершенно другой машиной и большим шагом вперед. Значительно усиленная броня, вдвое увеличенный запас хода, более мощный двигатель- ничуть не погрешив против истины, его можно было назвать вершиной развития концепции «быстроходного танка». Но, кроме появившихся очевидных плюсов, БТ-7 сохранил и многие минусы предшественников — в первую очередь «самолетный» двигатель, питавшийся только сильно горючим высокооктановым топливом.

Во-вторых, у БТ-7 уже нельзя было увеличить толщину брони и не потерять при этом в маневренности и скорости. Второй по массовости танк СССР после Т-26, накануне Великой Отечественной войны (построено 5556 танков).

Колесно-гусеничный танк БТ-7

Колесно-гусеничный танк БТ-7

Одна из первых попыток создать универсальный легкий танк пригодный как для поддержки пехоты на поле боя, так и для рейдов в тыл неприятеля, то есть обладающий хорошей скоростью и маневренностью, при этом достаточно неплохо вооруженный и защищенный. Представляет собой дальнейшее развитие танка Т-26 и во многом заимствует его узлы и агрегаты, но, при этом как и танки серии «БТ» — имеет ходовую часть на колесно-гусеничном ходу.

Серийно не строился, так как по стоимости приближался к Т-28, имевшего, я напомню, сразу 3 башни. 1936 год.

Танк Т-46: попытка скрестить живучесть Т-26 и маневренность БТ-5

Танк Т-46: попытка скрестить простоту и живучесть Т-26 и маневренность БТ-5

Предвоенные советские танки

Отдельно стоит упомянуть одну из последних модификаций БТ-7, выпущенную в 1939 г. в количестве 788 единиц. Не смотря на то, что внешне она не отличался от других моделей БТ-7, в конструкцию этого танка было внесено очень существенное изменение. Авиационный керосиновый двигатель был заменен на дизельный.

Именно БТ-7М подсказал и позволил опробовать на практике идею дальнейшее развитие концепции крейсерского танка нового поколения.

БТ-7М - первый советский «дизель»

БТ-7М — первый советский «дизель»

Неудачный опыт производства плавающих танков Т-37А/38 не пропал зря. В созданном с нуля новом советском малом плавающем танке Т-40 воплотились все основные идеи, заложенные в концепцию боевой машины подобного типа: он был одинаково неплох как для разведки (причем благодаря амфибийности и высокой проходимости, мог пройти даже там, где другие машины не подошли бы и близко), так и для сопровождения на марше колонн техники, и даже, при необходимости, бороться с легкой бронетехникой противника.

К сожалению, запущенный в производство в 1940 г., Т-40 был построен очень небольшой партией из 222 машин, большая часть которых была потеряна в первые месяцы войны, так как в связи с нехваткой танков, вынуждена была выполнять несвойственную для себя роль огневой поддержки пехоты.

Легкий танк Т-40 в качестве «главного калибра» использовал зенитный 12,7-мм пулемет ДШК

Легкий танк Т-40 в качестве «главного калибра» использовал зенитный 12,7-мм пулемет ДШК

Первоначально советский танк нового типа должен был стать ещё одним «быстроходным танком» развивавшим идею БТ-7М. Своеобразным «дизельным крейсером» в задачи которого по прежнему входили дальние рейды в тыл противника, но был предусмотрен менее капризный двигатель и более мощная броня. Однако проект «вышел из под контроля»: из колесно-гусеничного А-20 он превратился в чисто гусеничный А-32.

Хотя оба танка и сохраняли приличную скорость (до 70 км/ч), за счет перехода с совмещенного колесно-гусеничного движителя на более простой и легкий чисто гусеничный, броня А-32 была в 2 раза толще брони А-20, а за счет установки 76,2-мм пушки (А-32) вместо 45-мм (А-20), огневая мощь обоих танков различалась на порядок.

Именно А-32, ещё более утяжеленный за счет дополнительной брони (и чуть менее прыткий за счет уменьшения скорости) в 1940 г. получил индекс А-34 и стал полноценным средним танком, то есть годным как к «крейсерским» рейдам, так и к поддержке наступающей пехоты, которому предстояло войти в историю под обозначением Т-34 образца 1940 г.

Танк Т-34 первых выпусков? Нет, прототип нового среднего танка под обозначением А-32

Танк Т-34 первых выпусков? Нет, прототип нового среднего танка под обозначением А-32

По легенде, когда И.В. Сталину показали прототип нового советского тяжелого танка «СМК» (как и предыдущая модель Т-35 — многобашенного, но поскромнее — только с 2-я башнями, а не 5-ю), он снял с него одну из башен и спросил: сколько она весит? И услышав ответ, подытожил: уберите, а освободившийся вес пустите на броню. Так ли это мы не знаем, но знаем, что на смену проекта «СМК» пришел проект будущего тяжелого танка КВ-1 («Климент Ворошилов») — однобашенного и бронированного так, что его лобовую броню на начало производства не пробивала большая часть противотанковой артиллерии любой страны мира.

КВ-1 был большим шагом вперед после эпохи многобашенных «сухопутных броненосцев» 1930-х г.г. К 1941 году КВ-1 мог по праву считаться одним из самых хорошо защищенных (при этом ещё и обладающих неплохой маневренностью) танком в мире. Выпускавшийся с 1939 по 1943 год, КВ-1 стал самым массовым тяжелым танком СССР времен Второй Мировой войны (5219 машин).

Климент Ворошилов - 1. Танк ничуть не менее знаменитый, чем Т-34

Климент Ворошилов — 1. Танк ничуть не менее знаменитый, чем Т-34

Тяжелый танк КВ-2 легко отличить от КВ-1 по громадной башне с размещенной в ней 152-мм гаубицей. Мощное орудие давало возможность уничтожения долговременных огневых точек противника, а мощная броня — возможность подобраться к ним на расстояние выстрела и выдержать ответный огонь.

Концепция КВ-2 зародилась во время Советско-Финляндской войны и прорыва линии Маннергейма, однако опыт первых месяцев боев Великой Отечественной войны показал высокую эффективность танков такого рода и при применении их против подвижных целей.

Танков которые не мог бы уничтожить КВ-2 в 1941 году у немцев просто не было, как, впрочем и эффективных средств борьбы с этим советским танком. В 1939 по 1943 г.г. построено 225 машин.

Характерный силуэт ИС-2 запоминается с первого взгляда

Характерный силуэт ИС-2 запоминается с первого взгляда

Танк Т-34 обр.1940 г. с пушкой калибра 76,2-мм стал наиболее успешным танком Советского Союза времен Второй Мировой войны, и одним из лучших танков в мире. Главный секрет Т-34 состоит не в том, что это был самый быстрый, самый защищенный или самый мощный танк. Главный секрет Т-34 — успешный баланс между всеми этими качествами, так называемый «магический треугольник» (защита, подвижность, огневая мощь) с дополнительным «бонусом» из высокой технологичности конструкции и возможности массового производства даже без наличия высококвалифицированных рабочих.

На начало Великой Отечественной войны танков Т-34 в войсках было сравнительно немного, к тому же сразу после начала войны их выпуск прекратился вовсе в связи с эвакуацией заводов на Урал. Однако начиная с 1942 года они стали появляться во все больших количествах, и вплоть до 1943 года у Вермахта на Т-34 не было адекватного ответа.

Лобовую броню русского танка не всегда брали штатные противотанковые средства немецкой армии, зато его орудие позволяло без проблем расправится практически с любым из немецких танков начального периода войны. Выпущено 35000 машин.

Т-34 образца 1940 года, больше известный как Т-34-76.

Т-34 образца 1940 года, больше известный как Т-34-76.

Если бы война случилась на год-два позже, облик Красной Армии мог быть совершенно другим, и в значительной мере этот облик определяли бы именно легкие танки Т-50 . Отличавшийся малыми размерами, мощным бронированием, высокой технологичностью изготовления и низкой стоимостью, Т-50 на момент появления, был одним из лучших танков в классе — в этом мнении единодушно большинство специалистов по военной технике.

По показателям удельной мощности Т-50 был вне конкуренции, а за счет наклона листов брони и её цементации, способность танка противостоять вражескому огню была эквивалентна броне знаменитого среднего танка Т-34. Некоторое время Т-50 даже рассматривался как более эффективная замена Т-34, и только менее мощное орудие, а затем и начавшаяся война, заставили советское руководство отказаться от новинки и сосредоточится на выпуске Т-34. В 1941 г. было изготовлено только 69 танков этого типа, и в дальнейшем, к Т-50 уже не возвращались.

Легкий танк Т-50 - несостоявшаяся замена для Т-34

Легкий танк Т-50 — несостоявшаяся замена для Т-34

Танки военного времени

В 1943 г. немцы вывели на поле боя тяжелый танк Pz.VI «Тигр», превосходивший основной советский тяжелый танк КВ-1 по вооружению и бронированию. Когда-то неуязвимый для орудий вермахта, КВ-1 теперь мог быть уничтожен 88-мм пушкой «Тигра» с километровой дистанции, в то время как его собственное орудие могло поразить «Тигр» только в борт и корму, с дистанции менее полкилометра.

Вопрос «реанимации» КВ-1 был решен спешной разработкой и установкой 85-мм пушки, позволившей более эффективно бороться с танками Вермахта. Однако построено было только 143 танка — в связи с запуском в производство тяжелого танка ИС-1, «тема КВ» была полностью закрыта.

КВ-85 - попытка усилить вооружение основного тяжелого танка СССР за счет установки нового орудия

КВ-85 — попытка усилить вооружение основного тяжелого танка СССР за счет установки нового орудия

Легкий танк Т-60 — это вынужденный шаг советской промышленности. Созданный после Т-50, он ни в чем не превосходил его, и даже уступал по многим статьям. Скорее Т-60 выглядел как попытка возродить идею её более раннего плавающего танка Т-40… но только лишенного возможности плавать и скорострельной авиационной 20-мм пушкой вместо пулемета! Зачем же понадобился подобный «гибрид», к тому же явно не являвшийся новым словом в танкостроении? Ему была уготована нелегкая судьба «затычки» в громадной бреши советского танкостроения образца 1941 года.

В то непростое время, когда имевшиеся в войсках Т-26 и БТ-2/5/7 уже не могли сдерживать натиск по причине морального и физического устаревания, а новые Т-34 и КВ-1 сдержать его не могли как по причине немногочисленности, так и от общей «сырости» конструкции, за них за всех выступил именно Т-60. Мало кто знает, но именно Т-60 — первый советский танк чьи боевые потери впервые превысили «не боевые» (для постоянно ломающихся на марше Т-26, БТ, Т-34 — одних от старости, других от «новости», нормальной была обратная картина — большая часть потерь начала войны как раз не боевые).

Вопреки своей «временной» роли в войсках и очень простой конструкции (Т-60 собирали даже там, где условия не позволяли собирать Т-34), по характеристикам не уступал зарубежным аналогам. За период с 1941 по 1943 г.г. изготовлено 5920 машин.

Танк Т-60 с автоматической пушкой

Танк Т-60 был не лучшим из советских танков времен войны, но именно он «купил» промышленности СССР те несколько месяцев, что необходимы были, чтобы заново развернуть эвакуированные танковые заводы

Тяжелый танк ИС-1 («Иосиф Сталин») — результат глубокой модернизации танка КВ-1. При схожем внешнем виде, ИС-1 за счет более плотной компоновки имеет меньший размер, сильнее бронирован, а его надежность и эксплуатационные характеристики значительно выше, чем у предшественника.

Используя такое же вооружение, как КВ-85, ИС-1 вполне мог справляться с немецким «Тигром», однако, руководству армии был нужен танк с более мощным орудием. Благодаря этому по выпуску всего 130 экземпляров производство ИС-1 свернули в пользу танка ИС-2.

«Иосиф Сталин» - новая жизнь танков типа «Клим Ворошилов».

Легкий танк Т-70 — это дальнейшее развитие танка Т-60, его сменщик в войсках. В отличие от предшественника имел 45-мм пушку, более мощное бронирование и весьма необычное «сердце» — моторную спарку из двух бензиновых автомобильных двигателей.

Парадоксально, но намного более совершенный Т-70 получал в войсках намного более худшие отзывы, чем Т-60. Причина была в том, что к 1943 году насыщенность Вермахта новыми мощными артиллерийскими системами существенно возросла, соответственно, легкие танки на поле боя становились уже не грозной силой, а мишенями.

В тех случаях, когда «семидесятки» применялись «по правилам» — для разведки, внезапных тыловых рейдов и т.п., машина в виде небольшого размера, негромкого звука двигателя и высокой маневренности, получала только лестные отзывы экипажей. Тем не менее, Т-70 стал последним крупносерийным легким танком СССР (8231 машин) и вторым по массовости танком Красной Армии.

Т-70, также известный как ГАЗ-70 был оснащен спаренным автомобильным двигателем от гражданского грузовика

Т-70, также известный как ГАЗ-70 был оснащен спаренным автомобильным двигателем от гражданского грузовика

За три года прошедших с момента Т-34 в серийное производство, в его конструкцию было внесено несколько тысяч (!) изменений и улучшений. Финальный «пакет модификаций» танка Т-34 образца 1943-го года включал и новую двухместную башню и новую 85-мм пушку С-53, более простую и менее капризную, чем Д-5Т устанавливаемая на КВ-85 и ИС-1.

Комплекс изменений позволил танку вернуть несколько утраченную боевую форму (к 1943 г. немцы располагали уже как минимум тремя типами танков для которых Т-34 образца 1940 г. были не проблемой) и даже более того — оставаться на вооружении различных стран даже через десятки лет после окончания Второй Мировой войны.

Выпущено (включая послевоенный выпуск, а ведь в Польше танк малыми сериями клепали аж до 1959 года): 48000 машин.

Т-34-85 конечно не мог бороться с «Тиграми» и «Пантерами» на равных, но вполне мог дать сдачи,

Т-34-85 конечно не мог бороться с «Тиграми» и «Пантерами» на равных, но вполне мог дать сдачи, причем для этого уже не было нужды подбираться к противнику на 300 метров

Если его предшественник Т-70 был последним крупносерийным легким танком СССР времен войны, легкий танк Т-80 стал последним легким танком СССР вообще, а вернее — последним «легким танком старой школы», то есть машиной, созданной ещё по довоенным лекалам. От предшественника эта машина отличалась двухместной башней, введением в экипаж наводчика (до этого были только водитель и командир) и несколько более мощным двигателем.

Несмотря на все преимущества по сравнению с предшествующей моделью, по показателям бронирования/надежности/маневренности Т-80 всё ещё не превосходил предвоенный Т-50, и после выпуска 70 танков, был окончательно снят с производства (1943 г.).

Легкий танк Т-80 - последний легкий танк «старой школы»

Легкий танк Т-80 — последний легкий танк «старой школы»

Вообще, тяжелый танк ИС-2 не был дальнейшим развитием ИС-1, просто оба танка представляли собой два варианта одной машины и даже испытания проходили вместе. Все отличие обоих «исов» — орудия. 85-мм пушка у ИС-1 и 122-мм пушка у ИС-2. Сперва казалось, что даже вооружение ИС-1 будет достаточно эффективно для борьбы с новыми танками Вермахта, однако, верными эти соображения оказались лишь отчасти. Тогда в ход и пошел запасной вариант — тот же танк, но вооруженный крайне мощной артсистемой.

Если снаряд ИС-1 мог с высокой вероятностью поразить «Тигр» в борт на километровой дистанции, то снаряд ИС-2 не оставил бы от вражеского танка и мокрого места. Единственным существенным недостатком ИС-2 была довольно медленная перезарядка орудия.

Довольно быстро ИС-2 удалось модернизировать и ещё более повысить его уровень защиты, так что к осени 1944 года у СССР появился, наконец, долгожданный танк, способный бороться с тяжелыми танками на любой дистанции боя и самому успешно выдерживать попадания мощнейших вражеских артсистем. Заслужено считается одним из мощнейших танков Второй Мировой войны, всего за период с 1943 по 1945 г.г. выпущено 3854 танков этого типа. Оставался на вооружение многие годы после окончания Второй Мировой войны.

Танк ИС-2 обладает внушительным внешним видом и ещё более внушительным калибром в 122-мм.

Танк ИС-2 обладает внушительным внешним видом и ещё более внушительным калибром в 122-мм.

Т-44 — средний танк «застрявший» между военным и послевоенным поколением танков. Впрочем, именно ему и предстояло определить облик танков будущего

Попытка создать универсальный танк, способный заменить на поле боя сразу Т-34 и КВ-1. Переработав корпус Т-34, удалось удачно провести перекомпоновку, за счет чего появилась возможность усилить бронирование и более эффективно использовать внутреннее пространство танка, получившего индекс Т-44 . Танк готов был к запуска в серию, однако, чтобы не сбивать с ритма военных и производителей техники, руководство страны решило не менять на переправе коней, а выпуск новой машины отложить на послевоенное время.

В дальнейшем,именно Т-44 послужил основой для послевоенное концепции «основного боевого танка», а его прямыми потомками были Т-54 и Т-55. За время война выпущено 190 танков Т-44, но участия в боевых действиях они не принимали.

Т-44 - средний танк «застрявший» между военным и послевоенным поколением танков. Впрочем, именно ему и предстояло определить облик танков будущего

Эту боевую машину уже скорее можно отнести к послевоенным танкам, так как участия в Великой Отечественной войне ИС-3 не принимал — «опоздал родится» и в части стал поступать уже после падения Берлина. Имея то же вооружение, что и ИС-2, ИС-3 получил полностью переработанный корпус и башню.

Бронирование по толщине соответствовало предыдущему танку серии, однако за счет рациональных углов наклона бронеплит корпуса, можно почти наверняка утверждать, что ИС-3 был практически неуязвим для всех современных ему артиллерийских систем противника. В период с 1945 по 1946 г.г. изготовлено 2311 танков этого типа.

Источники
  • https://trashbox.ru/link/history-of-tank-building-up-to-the-t-14
  • https://AtlantKnife.ru/ekipirovka/pervyj-tank-sssr.html
  • https://tanksdb.ru/article/pervye_tanki_sssr/
  • http://armedman.ru/stati/istoriya-sovetskih-tankov-ot-grazhdanskoy-voynyi-do-velikoy-otechestvennoy.html

[collapse]

Adblock
detector