Что такое бубен: особенности и разновидности

Что это такое?

Бубен не отличается сложной конструкцией и выглядит как полубарабан. Музыкальный инструмент устроен следующим образом: на деревянный либо металлический обод-обечайку натянута кожаная мембрана – главный звуковой источник. В ободе прорезано от 6 до 8 отверстий, в которых на стационарных штифтах либо на проволоке установлены парные пластинки из металла – копии миниатюрных оркестровых тарелочек.

На некоторых видах бубнов есть дополнительные звонкие компоненты в виде колокольчиков или бубенцов. Они крепятся к проволоке в корпусе инструмента.

бубен это музыкальный инструмент

Издавна бубен используется для ритмического сопровождения танцев и запевов. Многие народности Средней Азии активно увлечены сольной игрой на нем. Несмотря на то что бубен считается простым ударным инструментом, спектр его применения довольно универсален. Прежде всего стоит отметить, что он повсеместно используется в создании этнической музыки и сопровождает колдовские ритуалы шаманов. Помимо этого, бубен на равных участвует во всевозможных ансамблях разных направлений, в том числе в симфонических оркестрах. Только корпус его сделан из металла, а мембрана – из пластика. Инструмент прижился в молодежных кругах, особенно среди хипстеров, и выполняет весомую роль в обучении музыкальной грамоте.

История инструмента

Сейчас трудно точно ответить на вопрос, сколько столетий минуло с появления на свет первого бубна. Возможно, он появился в то время, когда древние люди начали изготовлять себе одежду из шкур животных. Выделанные шкуры натягивались на деревянную раму для просушки, подобным образом сконструирован и бубен. Кто-то из первобытных вполне мог проявить смекалку и придумать инструмент для создания звуков.

бубны

Доподлинно известно, что таинственные шаманы в древних племенах сопровождали игрой на бубне ритуальные танцы и гортанное пение. Это было обязательное явление на любых собраниях, важных для племени (свадьба, поминки, охота и прочее).

Инструменты, являющиеся прототипами бубна, мир знал со времен античности. К примеру, старинный тимпан, повсеместно использующийся древними греками в V столетии до н. э. В Грецию односторонний барабан прибыл после того, как нашел поклонников во Фракии и, наряду с прославлением Диониса и Кибелы, быстро стал популярным. Тимпан упоминался в опусах драматургов Еврипида и Афинея, а рисунки, изображающие инструмент, украшали античную посуду.

Аналогичный тимпану инструмент был в обиходе на Ближнем Востоке во времена Ветхого Завета. Подтверждением тому являются сохранившиеся древние письмена. У евреев это был рамный барабан – народный инструмент тоф, звучавший во время религиозных ритуалов и важных церемоний.

По одной из версий, появление бубна на территории Азии относится к эпохе бронзового века. Инструмент обрел гораздо большую популярность, когда оказался на Ближнем Востоке, а позднее и в Европе, добравшись до Британских островов и земель Северной Ирландии. В XVIII столетии «конкуренцию» бубну составил цилиндрический тамбурин, впоследствии ставший прототипом ныне существующих барабанов. Тамбурин придумали французские овцепасы, аккомпанирующие на нем игре на флейте. От привычного бубна его отличала ширина обода и смягченный звук. Вместо рук для игры использовали особые палочки.

бубен музыкальный инструмент

В дальнейшем бубен претерпел конструктивные изменения: лишился кожаной мембраны, остались лишь неприкрытые звенящие элементы и сам обод.

На Руси про бубен узнали еще в архаичные времена, когда люди объединялись в племена и верили в языческие божества. В славянском быту инструментам придавали большое значение. Все важные события сопровождало звучание бубна.

Самые достоверные материалы об истории бубна на Руси получены историками из архивов, датированных X столетием н. э., в описании военных походов дружин благоверного князя русского Святослава Игоревича.

Бубном в то время было принято называть любые ударные с кожаной мембраной. Особо почитал русский народ величественные ратные бубны. В масштабных военных задачах им определялось особое предназначение: создание звуковой связи между войсками, а еще зловещий грохот вгонял в паническое состояние врага.

Крупногабаритные ратные бубны перевозились на 4-х лошадях. Это были массивные металлические сосуды, обтянутые кожаным материалом. Габаритные бубны носили название набаты или тулумбасы. Звук из них извлекали 4-8 набатчиков специальными колотушками, сделанными из конских кнутов с деревянной ручкой с одного конца и шаром в кожаной оплетке с другого. Ратным бубном располагал всякий воевода, а по их количеству исчислялось войско.

Немного позднее бубен повсеместно использовали на Руси поводыри медведей. Инструмент того времени имеет большее сходство с современным аналогом: обтянутая кожей небольшая деревянная обечайка с колокольчиками внутри. Русский народ увлеченно наблюдал за медвежьей потехой. По ходу зрелищного действа медведь бил поклоны зрителям, задорно маршировал, изображал борьбу со своим хозяином и пританцовывал, стоя на задних лапах, зажав в передних конечностях бубен.

В те времена бубны были популярным инструментом у скоморохов, развлекающих народ забавными постановками. Скоморохи традиционно участвовали в свадебных и поминальных актах, обладали знаниями языческих волхвов, могли врачевать и гадать на будущее. Церковных служителей и правителей настораживала деятельность скоморохов, поэтому последние подверглись гонениям, а бубны объявили бесовскими инструментами. В разгар XVII столетия княжеский указ Алексея Михайловича велел уничтожать скоморохов и все их инструменты. Тот период нанес ощутимый урон развитию национального русского музыкального искусства.

Чаще всего бубен использовался именно в ритуальной практике. При помощи этого инструмента удавалось ввести человека в состояние транса. Тому способствовал звук повторяющихся ударов, выполняемых в выверенном ритме. Постоянство ритмического рисунка при этом не имело значения, он мог меняться, в том числе и по уровню громкости. Звук бубна «раскачивал» сознание ведуна, исполняющего ритуальный танец. Особое состояние позволяло шаману контактировать с духами.

Традиционный ритуальный бубен шамана сделан с использованием коровьей либо бараньей шкуры. Ее натягивали при помощи кожаных шнуров, которые закрепляли с изнаночной стороны бубна металлическим кольцом. Хозяин инструмента считал его своей личной вещью, которой никому не позволялось касаться. Каждый ведун лично занимался изготовлением своего бубна. Перед тем как заняться сотворением инструмента, необходимо было выдержать определенный пост. В это время шаману предстояло упорядочить ход мыслей, избавившись от лишних дум. Пост предполагал и временный отказ и от физических услад. Только после тотального выполнения всех этих пунктов шаман мог приступать к изготовлению своего ритуального инструмента.

В течение жизни шаман мог владеть несколькими бубнами. Обычно их было до 9 штук. Когда кожа на последнем бубне рвалась, значит, срок жизни жреца близился к концу, ему предстояло умереть.

Важно отметить, что никому не было позволено покушаться на его жизнь в тот момент. Обычно шаман покидал мир живых сам, без насилия, естественным образом.

Согласно традициям, шаман никогда не обладал несколькими бубнами одновременно. Но у этого негласного устава случались исключения, например, когда ведуну было необходимо создать отдельный инструмент для некоего ритуала (после камлания его уничтожали), либо когда ведун создавал дополнительный инструмент совместно с наместником.

Инструмент шамана украшали определенные рисунки. В них закладывался большой смысл и символьная нагрузка. Это были небольшие схематичные рисунки. Помимо самого шамана, на кожу наносилась картина мира. На мембранах были и другие ритуальные рисунки – духи шамана, принадлежащий ему тотем и прочее.

Иногда рисунок украшал только лицевую сторону мембраны, реже – еще и внутреннюю, где располагалась крестообразная рукоять либо планка, закрепленная в произвольном порядке. На некоторых изделиях вместо ручки крепилось металлическое кольцо либо необработанная кожаная петля. Перед установкой ручки иногда в этом месте предварительно наносился символ спирали.

Выбирая древесину для обечайки, шаман советовался со своими духами, делился соображениями, какой хочет собрать бубен, что за странствия планирует. Такие беседы проходили в виде индивидуальной либо массовой медитации. В поиске дерева на обод шаман следовал зову духа. Когда он определялся с местом, где росло искомое дерево, он закрывал глаза, входил в транс, взывая к его духу.

С подобной вдумчивостью, интуитивно, подбиралось и животное, шкуру которого превращали в поющую часть шаманского бубна.

Древние люди считали неразрывной связь жизненной силы ведуна с его ритуальным инструментом. Когда шаман умирал, он считался безвозвратно ушедшим в мир мертвых. Поэтому его бубен полагалось уничтожить, умертвить, выпустив всех духов, превращая мистический предмет в обыкновенный. Мембрану бубна прокалывали о сук ветки дерева, растущего у могилы шамана: так помечали захоронение, которое не только запрещалось тревожить, сюда не стоило даже приближаться без острой необходимости.

Если последнее пристанище шамана выглядело не как курган либо могильник, а, допустим, как юрта, бубен оставляли висящим у входа, сигнализируя, что там упокоен шаман. Реже инструмент оставляли около дымохода. Традиционно мембрану протыкали, приводя бубен в непригодное состояние.

Порой в сказаниях встречаются упоминания, как странник набрел на «опустошенную» деревню и ненароком потревожил дух покойного шамана.

Бубен и тамбурин

Тамбурин

что такое бубен

В Германии барабан басков, употребляемый в Испании и южной Италии (также на Востоке) при тарантеллах и других танцах (в руках у самого танцора); под т-м подразумевают также старинный провансальский танец в двухдольном тактовом размере и умеренном движении с сопровождением барабана басков.

Во Франции, напротив, под словом tambourin разумеют употребительный в Провансе вид длинного узкого барабана, на котором играет вместе с galoubet (род флажолета), один и тот же игрок. Т. служит также названием танцевальной пьесы, характер которой заимствован из только что указанного сочетания инструментов (срв. Рамо, сюита in E), с четным тактовым размером и с неподвижным басом, — нечто вроде музыки медвежьих поводырей.

Бубен

бубен музыкальный инструмент

Бубен — представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на нем телячьей или ослиной кожей. В отверстия, прорезанные по окружности обруча, нанизаны тонкие звенящие металлические пластинки, по краям же его прикрепляются бубенчики, то есть металлические шарики с дробью. Для извлечения звука проводят по коже пальцем или ударяют по ней кистью руки. Б. употребляется, как сопровождающий инструмент при передаче народных или военных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев.

Бубен и тамбурин представляют собой низкий деревянный обруч, обтянутый с одной стороны кожей. Разница в устройстве бубна и тамбурина заключается в том, что в бубне внутри обруча протянуты крест-накрест две или три проволоки, сплошь унизанные маленькими бубенчиками и побрякушками, вздрагивающими при малейшем прикосновении к инструменту и производящими характерное позванивание. В тамбурине этих проволочек нет, но в стенке обруча сделано несколько продолговатых вырезов, в которых посажены по паре маленьких тарелочек, насаженных на неподвижные штифты.

Таким образом, тамбурин — изначальное название французского (провансальского) барабана. Так как по-итальянски бубен и тамбурин называются одинаково tamburino, произошло искажение терминологии, и современные бубен и тамбурин на практике одинаковы. В терминологии характерного танца пользуются исключительно термином тамбурин.

Виды

Классический деревянный бубен является одним из самых распространенных инструментов. Его разновидности встречаются в разных уголках мира и имеют определенные отличительные характеристики. Существуют односторонние бубны и модификации без мембраны.

Разновидности

— Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

— Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Бубен. Крылатый олень шамана.

бубен фото

Бубен (Тюр, Дунгур, Тюнгур) – ударный мембранофон предназначенный для вхождения в транс путём монотонной игры на нем.

Тюр (хакасское название бубна) переводится не только как бубен, но и как «Олень». В древности не делали различия между предметом культа в виде бубна и животного, потому что по их мировоззрению это одно и то же. У всех народов Сибири бубен приравнивается с животным которое на своей спине носит шамана по трём мирам, которые кстати часто рисуются на самом бубне при помощи природных красок (например хна).

Не все шаманы имеют право камлать (совершать таинства) при помощи бубна. В Хакасии была бабушка по имени Сарго, эта старая шаманка, которой, к сожалению уже нет в живых, камлала при помощи пухового платка и деревянной ложки. Дело в том, что при советской власти за изготовление или хранение бубна давали 15 лет ссылки как врагам народа. Сарго лечила людей при помощи платка и ложки (ложкой она как бы ударяла по платку как по бубну и входила в транс). Советская власть ушла в небытие, а Сарго продолжала камлать при помощи своих атрибутов. Многие шаманы Хакасии предлагали бабушке бубен в подарок и собственной работы и купленный, а она отказывалась, говорила, что привыкла именно так с Духами общаться.

Так же важным атрибутом являлась колотушка (орба). Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей) ). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен). Колотушку так же используют как предсказательный атрибут.

В настоящее время различают два основных вида бубнов:

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также к народным относятся бубны с небольшими бубенчиками привязанными к проволоке протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной и этнической музыке.

Про народный этнический мы с вами поговорили в начале статьи и именно это я и имею ввиду — цели создания бубна. Шаманство, врачевательство и прочее. Не уверена, что, продающийся где-нибудь в Африке на рынке бубен не прошёл ни одного ритуала.

Сейчас мы говорим об оркестровом. Он же для не музыкантов и есть сувенирный.

Если вы всё уточнили при приобретении. Вас всё устроило и вы готовы приобрести сувенир, то следующим шагом обратите внимание на символику. Как правило, на сувенирных ничего не значащая символика. Это либо геометрические узоры, копирующие наскальную живопись предков, либо простая абстракция. Нормальный сувенир.

Если всё-таки хочется, чтоб бубен исполнял роль талисмана, то тогда рисунок бубна должен нести энергетическую символику, подходящую именно вам, или найдите подходящую трактовку. Смело покупайте его, активируйте и используйте по назначению.

Бубны различных культур

  • Даф (гавал) — инструмент, известный в восточных странах.
  • Дап — уйгурский музыкальный инструмент (изготавливается из кожи животных.)
  • Рик (араб. رق‎) — инструмент арабской музыки.
  • Пандейру  — Южная Америка, Португалия.
  • Тюнгу́р (дюнгюр) — (алт. — тӱ ҥ ӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
  • Тынкыр — чувашский бубен.
  • Канджира  — бубен в индийской музыке.
  • Дангыра  — бубен казахов.
  • Боуран  — в Ирландии
  • Топ — древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
  • Доира  — в Таджикистане, Дайре — на Балканах
  • Зенбаз — среднеазиатский ударный инструмент
Источники
  • https://vplate.ru/muzykalnye-instrumenty/buben/
  • https://wiki2.org/ru/%D0%91%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/34515
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c520df4b409f700ad08b8b0/buben-obereg-provodnik-v-inye-miry-ili-prosto-suvenir-5c61b3136a982800ada5d37e

[collapse]

Adblock
detector