Музыка Шотландии: традиционные мотивы национальной волынки

Шотландская волынка

Волынка – самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или овечьей шкуры, вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

шотландские музыкальные инструменты

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

История

Есть версия, что волынка – национальный инструмент шотландцев. Но этот факт не имеет исторического подтверждения – где и когда ее придумали, пока что достоверно неизвестно. По некоторым сведениям, родиной инструмента является Шумер, а другие предположения трактуют, что он родом из Китая, в котором существовал уже в 5 в. до н. э. Письменные упоминания о подобии волынки встречаются у комедиографа Аристофана, жившего в Древней Греции в 400-х гг. до н. э.

Помимо того, известно, что о волынке знали уже при императоре Нероне. Жестокий правитель страстно увлекался игрой на своеобразном инструменте и с упоением слушал его мелодии. По одной из версий, схожий по конструкции инструмент археологи нашли на раскопках в районе предположительного нахождения древнего города Ур. Инструмент передвигался с музыкантами по всему свету. Он присутствует во многих государствах.

По Руси славянская волынка странствовала со скоморохами и сопровождала поводчиков медведей до тех пор, пока не стала опальной. Когда волынка пришла именно в Шотландию, доподлинной информации нет. Но имеются предположения, что в период Крестовых походов она оказалась в Англии и потом на землях Ирландии, а в дальнейшем уже очутилась в Шотландии, где за свою громкость не сразу приглянулась коренному населению, а уже после прочно вошла в их жизнь.

Особое почтение волынке проявляли в горах Шотландии, где порядком эволюционировала и обрела статус национального музыкального инструмента. В ходе эволюции у нее появилась дополнительная трубка с 8-ю отверстиями для воспроизведения мелодии и дополнительная укороченная трубочка для заправки воздуха в резервуар. В Шотландии мелодия волынки доносилась отовсюду: в торжественные моменты и на похоронах, и на свадебных церемониях, и в зоне военных действий. Шотландцы верили в «святую» силу мотива волынки и использовали его против «злых духов».

Во многих городах страны волынщики оповещали горожан о начале и завершении рабочего дня. Работать волынщиком считалось очень почетной миссией.

Искусство исполнения мелодии и изготовления инструментов передавалось по наследству. Наряду с тем, в истории Шотландии не все всегда волынка была в почете. Были времена, когда ее объявляли порождением сатаны и подвергали опале. В XVIII столетии шотландцы переживали тяжелые времена, а волынка была под запретом указанием английских властей. При этом горцы указ игнорировали и своим традициям не изменяли. Вето длилось полвека. Рост британских владений вынудил английскую армию экстренно заняться формированием шотландских полков. Волынка вновь стала неизменным атрибутом шотландцев, наравне с барабаном она всюду сопровождала шотландских солдат в английской армии.

Гендрик ван Брюгген. «Волынщик» (1624)
Гендрик ван Брюгген. «Волынщик» (1624)

Волынка — один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Её история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому — незамысловатое и доступное устройство инструмента. Кожаный бурдюк и деревянная трубка — все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История волынки опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.

Останки первого музыкального инструмента, идентифицированного как волынка, были найдены при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер, и датируются 3000 годом до н. э.

Одно из первых найденных изображений волынки, датируется 1300 годом до н. э. Оно было обнаружено на стенах развалин дворца Эйюк в хеттском городе Сакчагёзю в 1908 году . На территории Персии было обнаружено и изображение первого ансамбля музыкантов — квартет, среди которых явно просматриваются волынщики. На территории города Сузы были найдены две терракотовые статуэтки возрастом более 3000 лет, изображающие волынщиков. Тысячелетнюю историю имеют и другие музыкальные инструменты — прообразы современной волынки, — найденные на территории Индии, Сирии, Египта и ряда других африканских стран.

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н. э. Так, Аристофан упоминает волынку в двух своих комедиях. В «Лисистрате» волынка (мешок) необходима для спартанского танца, а в «Ахарнянах»она присутствует как музыкальный инструмент для воспевания Феба и отмечается, что они дуют мешок через костяную трубку.

Волынка была популярна в Древнем Риме. Её упоминание можно найти как в письменных источниках, так и в сохранившихся изображениях в виде фресок и статуэток. Судя по массовости подобных источников, волынка была доступна всем слоям общества от аристократии до нищих. Особо популярна волынка была во времена правления императора Нерона. Причиной тому сам римский император — любитель музыки и театра. Он и сам был не против попрактиковаться игре на волынке. Диа Златоуст в I веке упоминает о Нероне, играющем на tibia utricularius руками, как будто губами и добавляет, что она избавляет флейтистов от их проклятия — красных щёк и выпученных глаз. Светоний во II веке говорил о Нероне как талантливом игроке на волынке.

Вместе с римскими завоеваниями волынка распространяется на Скандинавию, Прибалтику, страны Западной и Восточной Европы, Балканы, Поволжье, Кавказ, страны Северной Африки. Она распространяется и в Англию , Шотландию и Ирландию. Именно в Шотландии волынка получила наибольшее развитие и популярность, особенно в XVI—XIX веках на северо-западе страны, став поистине народным инструментом — символом страны. Волынка стала неотъемлемым элементом, обеспечивающим звуковое сопровождение всех важных событий в жизни шотландцев — от ритуальных и торжественных дат до различных бытовых сигналов. В Англии волынка даже признавалась разновидностью оружия, служащего для поднятия боевого духа.

В то же время в самом Риме с его упадком постепенно исчезают упоминания и о самой волынки — вплоть до IX века. Одно из первых печатных изображений волынки было создано Дюрером в 1494 году. На созданной им ксилографии был изображен волынщик, пренебрегающий лютней и арфой. Ксилография предназначалась для издания Бранта Корабль дураков , а затем размещена в книге Иоганна Гейлера Navicula, sive Speculum fatuorum 1511 года .

Начиная с XIV века упоминания волынки в Европе носят массовый характер, а её изображения становится близкими к современным.

Устройство волынки

ustroystvo-volynki

1. Трость волынки
2. Мешок
3. Воздуховод
4. Басовая трубка
5, 6. Тенорная трость

Техническое извлечение звука

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Разновидности волынок

Большая шотландская волынка (Great Highland Bagpipes, Piob-mhor)

Шотландская волынка – самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй – от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах “Pipe Bands”

Большая шотландская волынка

Большая шотландская волынка

Ирландская волынка (Uillean Pipes)

Современный вид ирландской волынки был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) – полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).

Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.

В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.

Регуляторы в общей сумме имеют 13 – 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.

Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.

Ирландская волынка

Ирландская волынка

Галисийская гайта (Galician Gaita)

В Галисии существует порядка четырех разновидностей волынок. Но Галисийская Гайта (Gaita Gallega) получила наибольшую известность, в первую очередь, благодаря своим музыкальным качествам. Полутораоктавный диапазон (переход на вторую октаву осуществляется увеличением давления на мешок) и практически полная хроматика чантера в сочетании с певучим и мелодичным тембром инструмента сделали ее одной из самых популярных волынок для музыкантов всего мира.

Инструмент был широко распространен в 15-16м веках, затем интерес к нему угас, а в 19 веке он снова возродился. В начале 20 века снова наступил упадок до 1970 года.

Аппликатура инструмента очень напоминает блокфлейтовую, а также аппликатуры ренессансных и средневековых инструментов (шалмей, крумхорн). Существует и более старая (полузакрытая) аппликатура, называемая “pechado”, что-то среднее между современной аппликатурой Gaita Gallega и Gaita Asturiana. Ныне она почти не используется.

Различают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:

  1. Гайта Tumbal (Roucadora)
    Самая большая гайта и наиболее низкая по тембру, строй Си бемоль, строй чантера определяется закрытием всех отверстий для пальцев кроме нижнего под мизинец.
    Имеется два дрона – в октаву и квинту.
  2. Гайта Normal (Redonda)
    Это средняя волынка и наиболее часто встречающаяся. Чаще всего имеет один басовый октавный дрон,реже два дрона(второй тенор почти всегда в октаву или доминанту).
    Встречаются экземпляры и с четырьмя дронами бас, баритон, тенор, сопранино.
    Строй До.
  3. Гайта Grileira (Grillera)
    Самая маленькая, изящная и высокая по тембру(традиционно имела один басовый дрон в октаву). Строй Ре.

Галисийская гайта

Галисийская гайта

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

Жан Раскалу — исполнитель на овернской кабретте
Жан Раскалу — исполнитель на овернской кабретте

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre, cornemuse du Berry), распространённая в местностях Берри и Бурбонне. Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны — большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные — одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой.
  • Кабретта (фр.: chabrette, овернск. окситан.: cabreta) — однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina).
  • Бодега (окситан.: bodega) — волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour) — «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII—XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Армянская волынка

Армянская волынка (арм. Պարկապզուկ) — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабжённых язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое.

Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Распространена среди амщенцев (армянский субэтнос).

Болгарская волынка

Волынщики в Софии

Болгарская волынка (болг. Гайда) состоит из бурдюка (козьей шкуры), в который вшита трубка, куда дует музыкант. У гайды есть и ещё две трубки — басовая (бурдон) и мелодическая, с отверстиями. Волынщик держит бурдюк под мышкой и дует в трубку, выталкивая воздух через бурдон и мелодическую трубку. Характерной особенностью гайды является «блошиная дырка», расположенная наверху ствола мелодической трубки, дающая возможность воспроизводить при определённой аппликатуре хроматику.

Народные певцы нередко поют под аккомпанемент каба-гайды — большой волынки с низким звучанием. Существуют оркестры из 60-100 волынщиков — они называются сто каба-гайд. Горы Родопы считаются родиной старейшего направления в народной музыке Болгарии. Центральное место в нём занимает гайда — болгарская волынка.

Русская

Волынка слыла популярным инструментом и среди славян. Для ее изготовления брали баранью либо воловью (так пошло название инструмента) шкуру, крепили сверху трубку для нагнетания воздуха, снизу — пару басовых дудок для монотонного фона и дополнительную мини-дудочку, на которой наигрывалась мелодия.

Другая версия истории названия «волынка» связана с племенами волынян, живших в IX-XI вв. в Киевской Руси. Из-за того, что название волынки очень схоже с названием племени, некоторые исследователи решили, что инструмент назван в честь волынян. В высшем свете волынку игнорировали, считая, что подобная мелодия лишена гармонии и звучит невыразительно.

Инструмент считался простонародным и не вызывал всеобщего интереса. Постепенно его вытеснили гармонь и баян.

Украинская

«Дуда» либо «коза» – украинское и польское название легендарной волынки. На Украине инструмент появился на 200 лет раньше, чем в Шотландии. Вероятно, «козой» его нарекли за характерное звучание и изготовление из натуральной шкуры этого парнокопытного животного. При этом украинскому инструменту досконально придают схожесть с парнокопытным и внешне: покрывают шкурой, оформляют козьей головой из глины, а трубки венчают копытами.

Такие экземпляры встречаются по сей день в Словацком, Польском, Лемковском, Чешском и Буковинском карпатских регионах. Козью голову там принято делать из дерева и украшать рогами. Название «волынка» связывают с Волынской областью, поскольку слова являются однокоренными.

Волынка как символ Шотландии

Национальная музыка для шотландцев очень важна, так как она является одним из символов страны, яркой и запоминающейся традицией — наряду с килтом, гольфами и шапкой с перьями страуса. По старинному приданию, звуки волынки обладают мощной силой, которая способна защитить от злых духов, а также оказывает благоприятное влияние на общее состояние человека и обладает целительными свойствами.

Стоит отметить, что настоящей родиной этого уникального музыкального инструмента считается Ирландия, а в Шотландию волынка попала несколько позже. Тем не менее, ирландская и шотландская волынка имеют несколько существенных отличий – шотландцы добавили к традиционному варианту дополнительную третью трубу и украсили ее элементом национального мужского наряда – кусочком ткани со знаменитым клетчатым орнаментом.

Источники
  • https://rukivnogi.com/great-britain/scotland/muzykalnyy-instrument-shotlandii
  • https://FB.ru/article/265959/shotlandskie-muzyikalnyie-instrumentyi-chto-myi-znaem-krome-volyinki
  • https://vplate.ru/muzykalnye-instrumenty/volynka/
  • https://UchenikSpb.ru/kbase/kak-vybrat-volynku/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/140129
  • https://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0
  • https://tv-english.club/ru/statyi-ru/muzka-shotlandii-traditsionne-motiv-natsionalynoy-volnki/

[collapse]

Adblock
detector