Версия возникновения
Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки.
В Москве в этом направлении работала мастерская «Детское воспитание», где художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей различных российских губерний и уездов. Именно здесь, по-видимому, появилась идея создания русской деревянной куклы.
Первые эскизы разработал профессиональный художник Сергей Малютин (1859—1937), активно продвигавший «русский стиль» в искусстве. По другой версии, Малютин создал свою первую матрёшку, работая в Музее кустарных изделий.
Идею создания разъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женой мецената Саввы Мамонтова, — это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие Семь богов счастья.
Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.
Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. И в наши дни, однако, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывавшиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Значение слова
Не меньшей историей обросло и само имя «матрешка». По некоторым данным есть информация, что в поместье устраивались вечера. На этих абрамцевских чаепитиях художник увидел краснощекую красавицу Матрену, которая работала прислугой в доме Мамонтова. В Руси это имя было в то время одним из самых популярных. Оно и стало ключевым, если верить легенде.
Но исследователи имени обращают внимание на связь с древнеиндийским образами: в индуизме «матри» — женское начало (в переводе означает «мать»). Это символика, которая прослеживается в русской игрушке, являющей семью из 7‑ми фигурок.
Сакральный смысл матрешки Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка — это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.
История русской матрёшки
Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы.
С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево.
У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”.
В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.
Где появилась первая разъемная матрешка
«Стартовая» куколка была цельной, неразъемной; более того, сохранился еще более ранний образец работы Василия Звездочкина, имеющий характерную матрешечную форму, но изображающий скорей богатыря. Прославленная девочка с петухом на три-шесть мест появилась позже, уже в Сергиевом Посаде, после вдумчивой доработки – но именно эта куколка и считается первой русской матрешкой.
…Токаря Звездочкина, без сомнений, можно считать «отцом» оригинальной куклы. Но есть у матрешки и «мама»: это жена Анатолия Мамонтова, совладелица мастерской детской игрушки Мария Александровна. Именно ее вдохновляющее участие не позволило матрешке остаться рядовым изделием, каких много, а начать чудесную жизнь художественного народного символа.
Так что на неоднозначный вопрос, где придумали матрешку, теперь можно с полной уверенностью отвечать: в России, и только в России!
Какой была первая матрешка?
Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.
Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.
Элементы промысла
Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.
(Матрёшечная семья из 8 куколок)
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.
(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)
В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
- загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
- мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
- семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
- полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
- вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)
Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.
Сергиев Посадский стиль.
Сергиев Посадская Матрешка
До конца 90-х годов 19 века первые матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в мастерские Сергиева Посада под Москвой. В дальнейше стиль матрешки развивали иконописцы из Сергиева Посада. Они в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице.
Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный.
Семеновский стиль.
Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров. В 1931 году в поселке была создана артель изготовлявшая матрешек. Постепенно сложился стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. На фартуке обязательно размещается букет. По традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо.
Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук! Матрешка была в диаметре 0,5 м и высотой 1 метр.
Семеновская матрешка
Вятский стиль.
В Вятской области было несколько центров, где изготавливались матрешки. Матрешки из Вятки, отличаются сложной технологией изготовления. Ее отличает прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века. Отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении.
Вятская матрешкаВятская матрешкаВятская матрешкаВятская матрешка
Кировская, Нолинская, Вятская — эти матрёшки отличаются милым улыбающимся личиком. Волосы обычно жёлтые или рыжие, но могут быть и другого цвета.На голове платок, на фартуке букет ярких цветов, напоминающий другие характерные нижегородские росписи. В букете розы, пионы, шиповники, незабудки.
В Вятском крае стали делать необыкновенные матрешки —с соломкой, которые оказались неповторимы, больше нигде таких не делают, только на фабрике в Нолинске.
Есть среди матрешек «чемпионы». Самую многочисленную семью матрешек сделали в нижегородском городе Семенове. В одной метровой деревянной «матрешине» сидят 72 фигурки. Я уже упомянул их в разделе о Семеноской матрешке. Самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр. Разглядывать фигурку из кости мамонта придется под микроскопом.
Современный Левша Анатолий Коненко не только сделал фигурку размером чуть больше миллиметра, но и расписал ее по всем художественным канонам. Тридцатиметровая скульптура установлена на пересечении границ России и Монголии. Символ дружбы украшают изображения трех девушек: китайской, монгольской и российской.
В России существует шесть музеев матрешки: в Москве и Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Калязине, Нолинске, Вознесенском. Столичный музей расположен в историческом особняке Леонтьевского переулка, где и появилась на свет первая русская матрешка.
В Самаре, у места слияния двух рек Самары и Волги, предложено построить 7 зданий, выполненных в форме матрешек. Название объектам дадут в честь Волги и ее притоков: Камы, Оки, Ветлуги, Суры, Большого Иргиза и Самары. Здание под названием «Волга» выполнено в форме половины матрешки, рядом размещена верхняя часть матрешки, — рассказали создатели проекта.
Полх-Майданский стиль.
Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой. Главная отличительная черта этих кукол — красный цветок шиповника(или розы) на переднике. Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью.
Полх-Майданская матрешкаПолх-Майданская матрешка
Современная матрёшка
Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.
Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.
«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко.
Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.
С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.
Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны.
Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.
Эволюция матрешки до наших дней
В самом начале своего возникновения традиционная матрешка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.
Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.
Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.
Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.
Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0
- https://BestLavka.ru/sut-i-istoriya-matreshki-sakralnyj-smysl-matreshki/
- https://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/
- https://iMatreshki.ru/stati/article_post/gde-poyavilas-pervaya-matreshka-i-kto-ee-pridumal
- https://www.pravmir.ru/matryoshka/
- https://schci.ru/matreshka.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/matreshka-igrushka-simvol-iskusstvo-5f78ab2a952c3b370ee30573
- https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/matreshka-igrushka-simvol-iskusstvo-5f78ab2a952c3b370ee30573?utm_source=serp
- https://vokrug-nas.ru/istoriya-poyavleniya-russkoj-matreshki/
Как вам статья?