Кто изобрел фломастер
В конце 1959 года в токийских магазинах появились первые фломастеры черного цвета. Они тут же были оценены по достоинству – первая партия разлетелась в момент.
Япония – страна каллиграфии. Кисточка и баночка с тушью есть в каждом японском доме. Фломастер оказался как нельзя кстати: он упрощал каллиграфическое письмо и, в отличие от перьевой ручки, оставлял на бумаге толстый штрих. Правда, рекламируемый именно в качестве замены пера для каллиграфии, фломастер быстро сменил свою профессию. Оказалось, что новый инструмент не позволяет наносить на бумагу штрихи разной толщины. Зато для детского рисования – как замена цветных карандашей – фломастер подходит идеально.
Производитель быстро смекнул что к чему. И 17 марта 1960 года в продажу поступили первые наборы цветных фломастеров. С той поры популярность этой элементарно простой ручки для рисования и чернового письма только росла. Сегодня трудно найти человека, который бы ни разу в жизни не пользовался фломастером, и невозможно отыскать канцелярский магазин, где бы фломастеры не продавались.
Между тем подлинный возраст фломастера неизвестен. Дело в том, что эта «волшебная палочка» была изобретена… в глубокой древности.
Что такое фломастер? Полый корпус в виде пластиковой трубочки. Внутри находится наполнитель из пористого материала – изначально фетра, позже войлока (фетр и войлок по сути одно и то же, но первый изготовлен из тонкого пуха, второй – из шерсти) или нейлона. Этот наполнитель пропитан жидкими чернилами. За счет капиллярного эффекта (а пористый материал сплошь состоит из капилляров, образуемых волокнами наполнителя) чернила поступают к наконечнику, который в свою очередь изготовлен из того же материала, но с добавкой отвердевающего клея.
На что это похоже? На тростниковую палочку, которую обмакивают в жидкие чернила. Сажевые чернила поднимаются по капиллярам, заполняя мякоть тростинки. Во время письма заточенный срез тростинки оставляет на папирусе или пергаменте чернильный след. Такой тростинкой писали фараоны и древние философы.
В средние века прообраз фломастера возник в виде гусиного пера. Тот же самый принцип: чернила заполняют капилляры стержня птичьего пера. А очиненный кончик пера оставляет чернильный след на бумаге.
От современного фломастера древние прототипы отличались крайне низкой емкостью. Тростниковая палочка позволяла исписать половину страницы, прежде чем чернила в ней заканчивались. Перо обладало большей живучестью: одного обмакивания в чернильницу хватало для заполнения убористым почерком целой страницы. В этом, к слову, кроется причина, по которой Вальтер Скотт, Александр Пушкин и другие великие литераторы начала XIX столетия упорно держались гусиного пера, пренебрегая пером стальным. Капли чернил на стальном пере хватало для написания лишь одного слова.
И все же фломастер – изобретение ХХ столетия. И это не один пишущий прибор, а целое семейство великолепных инструментов. К фломастерам относят собственно фломастеры, предназначенные для письма на бумаге. Маркеры для письма по древесине и ткани. Маркеры-текстовыделители. И, с некоторой натяжкой, капиллярные авторучки.
В чем главное отличие фломастера от прочих пишущих инструментов? В том, что его наконечник работает по принципу фитиля. В светильнике фитиль впитывает топливо по мере его сгорания. Во фломастере фитиль насыщается чернилами по мере их расхода. Если оставить светильник незажженным, емкость с топливом (спиртом, керосином или маслом) не опустеет очень долго. Микроскопические капилляры фитиля имеют очень малое сечение, поэтому естественное испарение жидкости занимает длительное время. То же и с фломастером.
При том, что фломастер не перезаправляемый пишущий инструмент, он экономно расходует чернила. Полное высыхание чернил в бездействующем фломастере происходит за годы. Сравните с перьевой авторучкой, чернила в которой полностью высыхают за пару месяцев.
К слову – процесс высыхания чернил во фломастере и в перьевой авторучке сильно различается. Так же различается и способ реанимирования высохшего инструмента.
Чернила в перьевой ручке поступают по капилляру к перу, которое имеет относительно большую испаряющую поверхность. Известно, что бездействующая авторучка со временем «умирает». Перо такой ручки покрыто разводами чернил. Капилляр забит частицами красителя загустевших чернил. Чтобы вернуть авторучке работоспособность, нужно тщательно ее промыть – растворить краситель в чистой воде.
Долго бездействовавший фломастер выглядит точно так же, как и новый. Капилляры его не забиты – чернила высыхают только на срезе капилляров наконечника, закупоривая протоки наполнителя. Стоит лишь потереть кончик фломастера о бумагу, как присохшие частицы осыпаются, выходы капилляров освобождаются, фломастер снова готов к работе.
Однако процесс высыхания жидкой основы чернил не остановить. Со временем высыхает и фломастер. Как вернуть его к жизни? Влить вовнутрь его корпуса несколько капель чистой воды. Долго такой фломастер, конечно, не протянет, но все же какое-то время еще послужит.
Главный недостаток фломастера вовсе не в уникальном составе чернил и не в ограниченном ресурсе. Чернила здесь применяются особые, на основе воды или спирта и мелкодисперсного красителя, не застревающего в капиллярах. Состав чернил у каждой фирмы-производителя свой (поэтому фломастеры отличаются яркостью штриха).
Перезаправить фломастер без потери его работоспособности невозможно. Что касается ресурса, то качественные фломастеры способны прослужить очень долго. К примеру, маркер для компакт-дисков – фломастер с особо устойчивыми к истиранию чернилами – может прослужить пять и более. У таких фломастеров ресурс исчисляется длиной штриха, а не временем использования.
Так вот, главный недостаток фломастера – скрип, издаваемый наконечником при скольжении по бумаге. Он раздражает большинство пишущих и рисующих. С этим можно лишь смириться: абсолютно «бесшумных» фломастеров пока не изобретено.
По составу красящей жидкости фломастеры подразделяются на заправленные спиртосодержашими чернилами и чернилами на водной основе. Внешне их можно отличить по конструкции колпачка. Заправленные спиртосодержащими чернилами фломастеры имеют глухие колпачки, герметично закрывающие наконечник. Фломастеры с водосодержащими чернилами оснащаются вентилируемыми колпачками. Первый тип фломастеров удобней для письма, второй – для рисования. Первый считается «взрослым» инструментом, предназначенным для серьезной работы, второй – «детским», поскольку он безопасней.
И последнее. Одно из необычных применений фломастера можно обнаружить в аптеке. Это антисептический карандаш – маркер, который заправлен зеленкой или йодом. Удобнейшая штука, которая не имеет к письму ни малейшего отношения.
Что это такое?
Родиной столь незатейливой краски является Япония. В 1960 году она появилась в Европе под именем торговой марки «Flo-Master». Состояла она из корпуса в виде трубки со стержнем внутри и резервуаром для чернил – наконечником из войлока или нейлона, по которому стекает краска и получается яркий след, оставляющий рисунок. Предназначены фломастеры для детей старше трех лет, так как имеют съемные части небольших размеров (колпачок и крышку для ограждения высыхания стержня с краской).
Многие фломастеры реанимируемы при высыхании. Сделать это можно в зависимости от состава водой, спиртом, парфюмерией или специальными составами по типу фломастера.
Состав
В зависимости от функционала состав может быть разным, но все чернила получают из концентрированного красителя, растворенного в воде с разными добавками, которые и определяют вид:
- Спиртовые. Самые стойкие представители семейства фломастеров. Их преимуществом является долговечность. Они достаточно маркие и несмываемые, хотя вывести их можно с помощью спирта. Имеют специфический запах.
- На водной основе. Натуральный состав, отлично подходящий для детского творчества. Его легко смывать с поверхностей, чтобы оттереть с кожи малыша, придется постараться. Так как вода – материал быстроиспаряющийся, не обошло это свойство и данный состав. Эти фломастеры быстро сохнут, но их можно оживить водой. Это качество влияет на приемлемый ценовой диапазон.
- Меловые. Представляют собой жидкий мел для рисования по доске. Являются прекрасной альтернативой школьному мелу: цвета яркие, фломастеры не сушат кожу, не попадают в дыхательные пути. Похожи на стержневой корректор текста, однако их легко стирать (достаточно мокрой тряпочки).
- Фосфорные. Наполнены фосфорным гелем, относятся ко всем светящимся маркерам, имеют запах. Можно удалить при помощи мыльного раствора.
Группы фломастеров
- традиционные фломастеры с вентилируемыми и невентилируемыми колпачками;
- толстые фломастеры;
- фломастеры с эффектами акварели;
- фломастеры для работы по текстилю;
- фломастеры с дополнительными эффектами;
- «волшебные» фломастеры — меняющие цвета;
- фломастеры легко смываемые, для малышей.
Классификация наборов
- по цветности (обычно 6, 10, 12, 18, 24, 36 цветов);
- по типу упаковки (блистер, картонная коробка, пластиковая упаковка, упаковка в виде пенала, в виде сумочки и другие);
- по форме (круглые, шестигранники, трёхгранные);
- по типу колпачка (с вентилируемым и невентилируемым колпачком).
Технология производства
Попробуем разобраться как делают фломастеры. Производство заключается в изготовлении всех компонентов и сборке их в единое целое, но обо всем по порядку.
Основа для производства фломастеров — это пластмассовые корпуса. Их и колпачки делают следующим способом: россыпь белых пластмассовых гранул и красителя смешивают и засыпают в котел, в котором они превращаются в горячую вязкую смесь. Её заливают в пресс-форму и методом прессования делают пластиковые трубки, которые и будут служить корпусом. Вы можете подробнее прочитать о том как делают пластмассы и метод их прессования.
Резервуар для чернил представляет собой пучок из сотни тысяч тончайших нейлоновых волокон, которые скручиваются очень плотно на специальном станке. После чего их заворачивают в целлофановую обертку, при этом получается длинная колбаса, которую разрезают на резервуары под размер фломастера.
Для чернил фломастеров разводят концентрированный краситель в воде с гигроскопическим веществом, которое предотвращает высыхание.
Стержень, как правило, делают из нейлона или войлока, потому что только эти материалы способны с одной стороны не допустить чтобы чернила фломастера вытекли, а с другой имели возможность пропускать их достаточное количество.
Что делать если фломастер засох?
Для начала нужно определить на какой основе высохший фломастер. Об этом можно узнать на упаковке, но так как зачастую упаковки теряются можно определить по запаху. Если стержень имеет отдушку спирта, то он на спиртовой основе, если нет, то скорее всего на водной.
Первый метод восстановить фломастер если он засох, подходит только для фломастеров на водной основе. Опустите стержень фломастера в воду, в теплой будет побыстрее, и подержите так хотя бы минут пять. Какое-то количество чернил может вытечь. После чего оставьте сушиться на тряпку, которую не жалко. Могут потребоваться сутки для того чтобы он начал писать, а может и немного меньше, можете проверять со временем. Также можно вместо воды использовать уксус. Капните несколько капель на стержень, дайте ему пропитаться и также на сушку.
Для спиртовых фломастеров и перманентных маркеров подойдет следующий способ:
Снимите заглушку, которая с торцевой стороны корпуса, если не снимается, то подцепите чем нибудь острым и она должна поддаться. Закапайте несколько капель спирта, подойдет и одеколон, в резервуар для чернил. Также можно использовать метод, схожий с методом для водных фломастеров, только вместо воды используйте спирт. Такой метод прослужит дольше.
- https://www.abdi.kz/facts/kto-izobrel-flomaster/
- https://o-krohe.ru/tvorchestvo/flomaster/
- https://wiki2.info/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
- https://KakDelayut.ru/tovary/xudozhestvennye/flomastery/
Как вам статья?