Шарманщики и шарманки: родина шарманки, строение и механизмы

Где родина шарманки?

Обычно шарманкой называют механический орган бродячих музыкантов, переносной инструмент, при вращении рукоятки исполняющий 6–8 мелодий. Русское название инструмента связано с популярной в начале 19 в. немецкой песенкой от начальной строки нем. песенки «Scharmante Katharine...» Шарманте Катарина (т. е. прелестная Катарина) .

ШАРМАНКА, механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.

В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18–19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы.
Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

История шарманки причудлива и занятна. Как считают европейские мастера, началась она еще веков семь назад.

Разнообразны музыкальные ящички, дошедшие до наших дней из семнадцатого столетия, — шкатулки из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями. Шкатулка открывалась — и крошечная колибри, в сверкающем оперении, с дрожащим хвостиком и вертящейся головкой, щебетала песенку. Внутри шкатулки валики, зубцы, штифты в определенном порядке цеплялись друг за друга и воспроизводили незатейливое щебетание.

Лет пятьдесят назад вместо валиков стали использовать перфорированные ленты, на которые подается воздух. Каждому звуку соответствует определенное отверстие, пробитое в ленте. С появлением метода Хофбауэра лента смысл потеряла.

Не стоит думать, что мастера-исполнители, как и создатели шарманок, обязательно люди старшего поколения. Несколько лет назад на фестивале шарманок в городе Туне (Швейцария) собралось около двухсот мастеров-исполнителей. И среди них особое внимание заслужил Хольгер Буш из Гейдельберга, семнадцатилетний школьник. Свою шарманку он сам и изготовил. А началось это, когда двенадцатилетний Хольгер увидел в музее, как устроена шарманка. О том, чтобы купить старинный инструмент, и речи быть не могло, да и вновь выпускаемые, вроде тех, что делают органные фирмы, были не по карману.

Хольгер принялся мастерить первую трубу... .Пришлось советоваться с умудренными опытом мастерами органных дел, переписываться со знатоками из Шварцвальда, где этим промыслом занимаются издавна. Усердие даром не прошло: наконец первая шарманка собственного изготовления издала первый звук.

На фестивале в Туне семнадцатилетний Хольгер выступал со своим третьим «детищем» . Гвоздем его программы — а она включала два десятка мелодий — стала старая песенка «Я забыл свое сердце в Гейдельберге» . Тут же на площади кто-то пожелал купить инструмент молодого шарманщика.

В подвальчик-мастерскую к Хольгеру теперь стекаются инструменты-инвалиды. Так у него появился орган, в котором обнаружились детали возрастом более ста лет. Хольгер собирается почистить, перебрать орган, восстановить штифты и вернуть голос старинному инструменту.

И в каникулы он дома не усидел — собрался объехать на велосипеде городки, где есть церковные органы. Ведь он имеет дело с их братьями меньшими — шарманками, что стали главным делом для Хольгера Буша, парня из Гейдельберга.

Строение механизма

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками.

Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Как работает шарманка?

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов. И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

В Россию шарманка попала в конце XVIII века из Польши. Свое название она получила от вошедшей тогда в моду песни «Прекрасная Катрин» (Charmante Katharine). А на Украине ее стали называть «катеринкой» — по имени героини той же песни. Размеры шарманок были разными — от небольших ящиков до объемистых шкафов, которые можно было перевозить только на телегах.

Первая шарманка

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века. Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов.

И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Шарманщики и шарманки

Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год
Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год

Картина
Картина «Шарманщик»

Московский шарманщик

Фотографии современного московского нео-шарманщика

Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)
Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)

Шарманка в культуре

  • Шарманка — пьеса Андрея Платонова.
  • Образ шарманщика, как бедного музыканта, используется, например, в повести-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — шарманщиком является папа Карло.
  • В повести А. И. Куприна «Белый пудель» шарманщиком был Мартын Лодыжкин.
  • В повести В. А. Осеевой «Динка»
  • Отголоски звука шарманки отражены Д. Д. Шостаковичем в пьесе «Полька-шарманка» (из Балетной сюиты № 1)
  • В повести Лидии Ждановой «Ребята с улицы Черноголовых»
  • Д. М. Григорович, повесть «Петербургские шарманщики»
  • Паустовский, Константин Григорьевич , глава «Святославская улица» в книге первой автобиографического издания «Повести моей жизни». Действующие лица — автор, его родители, шарманщик и его дочь.

В современной музыке

  • «Шарманка» — песня группы «Пикник»: «Моя шарманка — что мельница, мелет звуки — не верится, жерновам её все не беда».
  • «Шарманка» — песня Игоря Крутого на слова Виктора Пеленягрэ в исполнении Николая Баскова.
  • Песня Einsamkeit с одноимённого альбома группы Lacrimosa начинается со звуков шарманки.
  • Песня «Шарманка» — Павел Кашин
  • Песня «Шарманка-шарлатанка» — Булат Окуджава
  • Песня «Шарманщик» — Михаил Щербаков
  • Современный реинкарнация шарманщика — артист «Нео-Шарманщик» (Москва)

В компьютерных играх

  • Шарманка встречается в сюрреалистической компьютерной игре Neverhood. Сыграв на шарманке, герой разбудил страшное чудовище.
  • В игре Dishonored присутствует нагрудная шарманка, проигрывающая «математически чистые» [1] ноты, тем самым предотвращая использование любых сверхъестественных способностей в пределах диапазона.

В кино

  • В фильме Тима Бертона «Бэтмен возвращается» один из артистов цирка «Красный треугольник» использует шарманку со встроенным миниганом, работающим от ручного привода.
Источники
  • https://otvet.mail.ru/question/15930341
  • https://ludirosta.ru/post/kak-ustroena-sharmanka_4513
  • http://www.vokrugsveta.ru/quiz/584/
  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BA
  • https://sharmanshchik.ru/
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0

[collapse]

Adblock
detector