Шапка Мономаха в истории царской руси и ее закадки

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Венчание на царство Ивана V и Петра I

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Византийский император Константин IX Мономах

Византийский император Константин IX Мономах

То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047—1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.

Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого — в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.

Императорская корона Карла Великого

Императорская корона Карла Великого

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

  • Сапфир синий. Один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый. Один камень на яблоке.
  • Рубин. Два камня на дощечках.
  • Изумруд. Четыре камня на дощечках.
  • Шпинель красная. Один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего – 3 камня.

Шапка Мономаха

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота — серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.

Сколько стоит шапка Мономаха?

Конечно же, какой-нибудь эксперт-ювелир вполне может оценить, насколько это вещь дорогая. Но историческую ценность предмета сложно назвать даже примерно. Куда проще считать, что шапка Мономаха – бесценная реликвия, которая так и должна храниться в Оружейной палате и никому не должна передаваться.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Конструктивные фазы

Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях
Схемы крепления деталей шапки на I, II и IV стадиях

Автор самого детального современного исследования шапки Мономаха, специалист по зерни и скани Н. В. Жилина выделяет четыре фазы в её истории.

  • I стадия, Митрообразный венец, 60-70-е годы XIII века — На этом этапе шапка состояла из двух рядов декорированных золотых пластин и креста, который крепился на тонкую проволоку к специальным треугольным вырезам в их верхней части.
  • II стадия, Княжеская шапка, XV век — В этот период шапка имела меховую окантовку в нижней части и была украшена драгоценными камнями, но утратила нижний ряд золотых пластин. Ко внутренней части добавили металлический обруч и опорные дощечки, для их закрепления проделали новые отверстия в первом слое. На этой стадии шапка Мономаха стала главным символом власти и послужила прообразом для создания целого ряда подобных уборов.
  • III стадия, Царская шапка с «яблоком», середина XVI века — На этом этапе была изменена верхняя часть, крест насажен на полусферическое навершие.
  • IV стадия, Конструктивный распад, конец XVII—XIX века — В этот период шапка утратила целостность головного убора, исчез второй слой креплений, а мех был поднят наверх и скрыл часть филиграни. Также к этому периоду относятся грубые ювелирные решения: соединение пластин проволокой через края, крепление прямоугольных кастов на круглые гнёзда.

Замена некоторых деталей документально подтверждена: например, в описи 1884 года винты были сделаны из меди. А по описи 1696-го закладки и крючки внутренней части были серебряными. На основе реконструктивного анализа предполагается, что шапка I этапа имела нижний ряд более коротких золотых пластин. Их изогнули так, что диаметр обода внизу сужался и плотно охватывал голову.

В нижней части золотых пластин расположены отверстия трёх видов. Первый тип отличается аккуратностью исполнения — диаметром 1-1,5 мм и с гладким контуром вокруг, точным соответствием узору. Отверстия второго типа имеют неправильные очертания, часто рваные контуры и расположены с нарушением орнамента скани. Сторонники теории монгольского происхождения шапки предполагают, что все отверстия использовались для крепления драгоценных подвесок. Однако исследование Н. В. Жилиной подтверждает, что отверстия второго и третьего типов хронологически отстают от первого и выполнены с нарушением изначального ювелирного замысла.

Роль шапки Мономаха в истории России

Немалоинтересным фактом является то, что шапка Мономаха одевалась российскими правителями только единожды в жизни — в день восхождения на престол. После торжественной церемонии шапка пряталась в сокровищницу царя, а ежедневным головным убором становился венец.

Впервые шапка упоминается в 1518 году при воцарении царевича Дмитрия — внука Ивана III. Крайний же раз исторические источники свидетельствуют о роли шапки Мономаха при коронации аж самого Петра I в 1682 году. Пикантность этой ситуации заключалась в том, что основным претендентом на царский стол был не десятилетний Петр, а его старший брат Иван V. Последний, однако, не отличался крепким здоровьем и железной психикой, посему возглавлять государство не мог. Тем не менее, отдавая дань закону о престолонаследии, бояре смогли найти компромисс. В этот день должны были короноваться и Петр и Иван. Облачиться в одну шапку они естественно не могли, и поэтому была изготовлена «шапка второго наряда» в точности копирующая оригинал. Эта шапка до сих пор хранится в Оружейной палате в своём первозданном виде.

Таким образом, спустя толщу веков мы можем по достоинству оценить роль этого замечательного символа власти российских самодержцев, а также с той или иной вероятностью говорить о происхождении шапки Мономаха.

Загадочная легенда о происхождении шапки Мономаха

Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы, а еще животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113-м – через 59 лет после смерти византийского правителя.

Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что шапка Мономаха была сделана в Византии, другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснено и еще ждут новых исследований.

В древних летописях о шапке не упоминается: даже если она и была прислана византийским императором, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому предназначался подарок. А о шапке Мономаха слыхом не слыхивали до начала XVI в… Зато во всех «духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, упоминалась некая золотая шапка, но сколько-нибудь подробного описания ее не приводится.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III – Дмитрий. Великий князь Иван III, иногда именовавший себя царем, был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией – венчанием на престол.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов Русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов Суздальского, Рязанского, Тверского, Коломенского и Сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.

Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сплелись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.

Украшенный драгоценными камнями золотой венец русских государей состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек-пластин, с лицевой стороны покрытых сканью и острыми концами соединенных под «яблоком». Рисунок скани представляет собой широко распространенный характер греческих завитков, но каждый из них в деталях различается: например, на одном – совершенно особый узор, на трех других – несколько сходный с первым, а на четырех остальных – не похожий на другие. Рисунок каждой дощечки снизу окаймлен поясом наподобие угольчатой цепи, а около швов – боковыми рамками.

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые – круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих. На каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находится по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр – примерно 20 сантиметров. Таков символ царской власти в России.

Легенда и история

Происхождение этой реликвии вызывает множество споров. Всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха.

Первая версия считается официальной и в корне отличается от второй. Она возникла буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентировалось с Золотой Орды на Византию.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин Девятый Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии. Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина Владимиру было всего лишь два года.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами как дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в тринадцатом веке, а окончательный вариант шапки появился в двадцатых годах шестнадцатого века. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

В двадцать восьмом году четырнадцатого века русские летописи впервые упоминают о ней в завещании Ивана Калиты. В нем в перечислении сокровищ названа «шапка золотая», и некоторые исследователи посчитали, что речь идет именно о шапке Мономаха.

Каждый день великие князья в ней не ходили. Украшение было ритуальным и использовалось только один раз, в день восшествия на престол. С окончанием торжеств, в соответствии со всеми необходимыми правилами, шапка Мономаха пряталась до следующего подобающего случая. В обычные дни царь пользовался ежедневным венцом. В восемьдесят втором году семнадцатого века шапка по назначению использовалась в последний раз – при восхождении на престол Ивана Пятого. Здесь имелся один нюанс.

Вместе с Иваном Пятым на престол возводился и его младший брат Петр Алексеевич, который в дальнейшем стал императором Петром Первым Великим.  Для второго царя была изготовлена шапка-дубликат, или, как ее назвали, шапка второго наряда. Сегодня эта шапка и шапка Мономаха хранятся в Оружейной палате в Кремле.

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия

Шапка Мономаха – древний русский артефакт, который принято считать символом самодержавия. Шапка Мономаха сделана из золотых пластин и соболиного меха, отделана жемчугом и драгоценными камнями. Венчает шапку крест. У шапки Мономаха красивая легенда, которую мы помним еще со школы.

Якобы князь Владимир Всеволодович, памятуя о подвигах Олега и Святослава, пошел войной на Константинополь. А глава Царьграда Константин IX Мономах не хотел войны с русскими – он был сильно занят войной с персами. К тому же, Владимир приходился ему внуком. Поэтому Константин отделался богатыми дарами, в числе которых – знаменитая шапка Мономаха.

Миф придумало окружение Василия III, чтобы укрепить в глазах людей царскую власть. Дескать, сам Царьград преклонялся перед русскими князьями.

В общем, легенда критики не выдерживает, в первую очередь потому, что Владимиру было всего два года, когда Константин IX Мономах ушел в мир иной. 100-процентно происхождение шапки не доказано и у историков есть различные трактовки.

Правдоподобной выглядит версия советского историка Николая Борисова. По его мнению, шапка эта – женская, принадлежала сестре Узбек-хана. А попала она в руки московских князей таким образом.
Шапка Мономаха: как женский головной убор стал символом русского самодержавия
Шапка Мономаха хранится сейчас в Оружейной палате
Московский князь Юрий Данилович много времени провел на территории Золотой орды. Там он установил хороший контакт с местной знатью и возвратился назад с богатыми дарами. В числе даров была, в том числе, и эта шапка. Татарские женщины украшали ее павлиньими перьями. Московские князья установили туда крест.

А вот историки Бочаров и Богатырев полагают, что шапку сделали уже в Москве во времена Василия III. Легенду про подарок византийского императора придумали потом. Почему тогда шапка у наших мастеров получилась один в один, как найденные аналоги татарских женских шапок, история умалчивает.

Ну а окончательно шапка Мономаха получила высокий статус при Иване Грозном. При нем было решено – все русские цари венчаются на трон шапкой Мономаха. Кстати, в повседневной жизни шапку не носили — после венчания на трон ее сразу убирали в сокровищницу. А в жизни царь носил более скромный вариант этого головного убора. Отменил эту традицию Петр I, заменив на европейский лад обрядом коронации.

Шапка Мономаха Второго наряда

Шапка Мономаха Второго наряда
Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.
Источники
  • https://histrf.ru/biblioteka/b/shapka-monomakha
  • https://tretiy-rim.moscow/shapka-monomaha/
  • https://zen.yandex.ru/media/zagadki_history/otkuda-vzialas-shapka-monomaha-i-pochemu-ona-tak-tiajela-5cb489b6270fd100b30c60f6
  • https://interesnyefakty.org/shapka-monomaha/
  • https://wiki2.org/ru/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5af723e783090599f5ade4f6/taina-shapki-monomaha-5b1128003dceb710503c3007
  • https://zen.yandex.ru/media/id/595c97be1410c35451a5c2f7/zagadka-shapki-monomaha-5ac8e7559d5cb33d7907bc6e
  • https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/shapka-monomaha.html
  • https://ucrazy.ru/interesting/1566388376-shapka-monomaha-kak-zhenskiy-golovnoy-ubor-stal-simvolom-russkogo-samoderzhaviya.html
  • https://fishki.net/1908737-7-shapok-russkoj-monarhii.html

[collapse]

Adblock
detector