Чем прославился арабский путешественник Ибн Баттута?

Краткая биография

Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.

В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.

Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).

Ибн Баттута принадлежал к семье ученых и сам был ученым

10 удивительных фактов о путешественнике Ибн Баттуте

Его отец был кади (судьей) в Танжере. Сам путешественник также был назначен судьей дважды: один раз в Индии в течение 8 лет и второй раз в Марокко, где он наконец осел после путешествий. Кроме юриспруденции, путешественник увлекался богословием и поэзией.

Ибн Баттута — самый знаменитый путешественник всех времен

Он широко известен во всем мире. В течение 30 лет он посетил большую часть исламского мира, а также Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Южную Европу, Восточную Европу, Россию и Китай. Если перевести на современный лад, то в его списке окажется 44 страны.

Паломничества в Мекку

14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку, центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.

Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились.

В Йемен и Восточную Африку

В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.

По Малой Азии

Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1330 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги ( англ. ). Зимой 1331 года Ибн Баттута посетил османские владения Орхана. Прусса, как османская столица с 1326 года, предстала перед ним оживлённым торговым городом, как некогда и в византийские времена. Никею, попавшую в руки турок в 1331 году, Ибн Баттута посетил в октябре 1331 года, через семь месяцев после османского завоевания, обнаружив её в запущенном и полуразрушенном состоянии: из всего населения здесь был им найден лишь османский гарнизон. О незавидной участи малоазийских греков, попавших под управление турецких мусульман, свидетельствуют факты покупки путешественником греческой рабыни, а также получения в подарок от местного эмира ещё одной молодой гречанки-рабыни. В конце 1332 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп.

В Золотую Орду и Константинополь

Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат, Азов, а оттуда — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней.

Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу.

В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.

В Индию и Китай

В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла.

После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию он вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью. В 1350—1351 Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду.

В Мали

В 1352 Ибн Баттута вновь отправился в путь, на сей раз — в Африку. Это была его крупнейшая экспедиция. Направляясь в Мали, он пересёк Сахару. Дорога была трудной, пустыня кишела разбойниками, и путешественник присоединился к каравану на верблюдах. Первую остановку караван сделал в Тагазе. По свидетельству Баттуты, все дома там были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Путники взяли с собой запас воды на 10 дней: столько дней занимал путь до Тасаралы. Оттуда было недалеко и до Валаты. Несмотря на все сложности, Баттута успешно пересёк Сахару и прибыл в Мали, а затем добрался до реки Нигер. Путешествие было очень рискованным, однако Ибн Баттута достиг богатейшего малийского города Тимбукту и побывал при дворе мансы Сулеймана [1] .

В январе 1354 он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.

Забота о бедных

В своих путевых заметках Ибн Баттута писал отнюдь не только о властителях мусульманского мира и их роскошных дворцах. Гораздо больше марокканца интересовала жизнь обычных людей, их нравы, обычаи, манера одеваться и даже кухня.

В Дамаске (нынешняя столица Сирии) путешественника поразила приверженность местных жителей благотворительности. Благочествивые мусульмане делали пожертвования, и для этих денег находилось множество применений. Из пожертвований оплачивались дорожные расходы тех, кто хотел бы отправиться в паломничество в Мекку, но не имел для этого средств. На пожертвованные деньги покупались свадебные одежды девушкам из бедных семей, выкупались узники из застенков, мостились и ремонтировались улицы.

В Дамаске

Ибн Батута в Дамаске.

«Однажды, — писал Ибн-Баттута, — я шел по улице Дамаска и увидел, как маленький раб уронил блюдо из китайского фарфора, и оно разбилось на кусочки. Вокруг мальчика собралось несколько человек, один из которых дал рабу совет: «Собери осколки и отправляйся с ними к хранителю пожертвований на кухонную утварь». Раб так и поступил, а давший совет мужчина отвел парня к хранителю. Мальчик показал осколки блюда и получил деньги на покупку нового». Ибн-Баттута был в восторге от работы этого, как бы мы сегодня сказали, благотворительного фонда. Ведь если бы рабу не выдали деньги и он не купил бы новую посудину, хозяин наверняка отругал бы мальчишку, а может быть, и побил бы.

В Мекке, священном городе мусульман, Ибн-Баттуте запомнился еще один полезный и благородный обычай. На местном базаре он увидел множество детей, сидевших посреди торгующейся толпы с двумя корзинками. Оказывается каждый, кто купил товар, мог подойти к любому из детей (а это были бедные сироты) и положить свои покупки в корзинки: в одну — мясо и овощи, в другую — зерно. За несколько мелких монет сирота доставлял покупки на дом покупателю, а сам горожанин мог, не отягощая себя поклажей, отправиться по своим делам. Жители Мекки охотно давали детям заработать на жизнь, а сами юные курьеры никогда не обманывали тех, кто доверял им свои покупки.

Путешествие в Багдад

Путешествие в Багдад .

Путешествие в Багдад

Сегодняшняя столица Ирака произвела на Ибн Баттуту неизгладимое впечатление. Обитель Мира и Столица Ислама в 14 веке была одним из самых больших городов мира с населением примерно 1 миллион человек. Огромная цифра по тем временам. Для сравнения, в Париже 14 века, пока половину населения не выкосила страшная эпидемия чумы, проживало около 100 тысяч человек. Хотя часть Багдада лежала в руинах (в 1258 году по городу массовыми убийствами и разрушениями прокатилось монгольское нашествие) , в городе сохранялось еще множество прекрасных зданий, например, 11 величественных соборных мечетей. Через реку были переброшены каменные мосты по которым целый день сновали толпы народа.

Багдадские бани

Багдадские бани.

Багдадские бани

С особым чувством Ибн Баттута пишет о многочисленных багдадских банях. По свидетельству марокканца они были великолепно выстроены, а стены их выкрашены природным битумом, который с виду напоминал черный мрамор. В каждой бане было устроено множество отдельных помещений для мытья. В углу такого помещения находился небольшой бассейн и два водопроводных крана — один с горячей, другой с холодной водой. Каждому посетителю бани выдавалось три полотенца. В одном полотенце человек входил в банное помещение, в другом — выходил из него, а третьим — вытирался. Нам, людям 21 века, обитателям квартир с водопроводом и канализацией, все это кажется привычным. Но арабский путешественник 14 века был просто потрясен таким уровнем личной гигиены. «Ни один город в этом отношении не мог сравниться с Багдадом», — вспоминал Ибн-Баттута. Это говорил человек, увидевший полмира.

Дервиши

Дервиши.

В гостях у хана Узбека

Ибн-Баттута объехал много разных стран, но нам, жителям России, конечно, наиболее интересна та часть путешествия марокканца, которая проходила по территории нашей страны. В те времена раздробленные русские княжества были данниками основанной монгольскими завоевателями Золотой орды. В 14 веке хан Узбек ввел в Орде мусульманскую религию, и именно ко двору Узбека, своего нового единоверца, отправился Ибн-Баттута. Чтобы добраться до столицы хана — Сарая, путешественнику пришлось проделать часть пути по льду замерзшей Волги.

В распоряжение марокканского гостя была предоставлена специальная укрытая матерчатым тентом четырехколесная повозка, в которой Ибн-Баттута мог с комфортом передвигаться по волжским степям. В повозку запрягали лошадей, верблюдов или быков, а возница сидел верхом на одном из этих тягловых животных. Внутри повозки было просторно, что очень понравилось Ибн-Баттуте. «Во время путешествия, — писал он, — прямо в повозке можно было есть, спать, читать или писать.

В гостях у хана Узбека

В гостях у хана Узбека.

Жители орды — кочевники, по воспоминаниям путешественника, отправляли свой скот пастись в степи, причем без сопровождения пастуха. Владельцы животных совсем не беспокоились за сохранность лошадей, быков и верблюдов, ибо в Орде действовали очень жестокие законы, карающие за воровство. Всякий, у кого обнаруживали, например, украденную лошадь, должен был не просто вернуть ее законному владельцу, но и отдать впридачу еще восемь лошадей. Если он не мог возместить ущерб лошадями, у вора забирали в рабство сыновей. Если же у него не было и сыновей, тогда, как писал Ибн-Баттута, преступника «резали как овцу».

Ибн-Баттута подробно описал быт и даже кулинарные пристрастия жителей монголо-татарской Орды. Главным блюдом кочевников был суп из крупы, куда добавлялось мелко нарезанное мясо. Дело в том, что скот кочевников, который не стоял в стойлах, а постоянно перегонялся по степям был жилистым, и его мясо — жестким. Только порезанное на мелкие кусочки, мясо могло хорошо провариться. Тогда его можно было разжевать. Кстати, появлению в блюдах европейской кухни блюд из мясного фарша, например, котлет, мы обязаны именно кочевникам.

Столица хана Узбека была по сути кочевым лагерем. Даже сам хан жил в шатре, который при необходимости можно было сложить и увезти на повозке. Узбек встретил марокканца, сидя на деревянном троне, украшенном серебром и драгоценными камнями. Вокруг трона стояло все его семейство — четыре жены, сыновья и дочери. На следующий день после встречи с ханом, Ибн-Баттута нанес визит главной жене Узбека — Тайтугли. Женщина оказала гостю наивысший знак внимания — она собственноручно налила в чашку кумыс (традиционный напиток кочевых народов, изготовленный из лошадиного молока) — и подала путешественнику. «Я никогда раньше не пил кумыс, — вспоминал Ибн-Баттута, — но отказаться я не мог. Слегка попробовав напиток, я понял, что он мне не нравится, и передал чашку своему спутнику».

С берегов Волги путь Ибн-Баттуты лежал на берега Босфора. Хан Узбек предложил Ибн-Баттуте отправиться в Константинополь, столицу Византии. Вместе с ним ко двору императора некогда могущественной греческой империи отправилась и одна из жен хана, которая, как оказалось, была дочерью византийского владыки. Неутомимому Ибн-Баттуте вновь предстояло пересечь бескрайние просторы Евразии.

Последние годы жизни

О последних годах Ибн Баттуты после окончания записи его путешествий в 1355 году известно немногое. Он был назначен на пост кади в Марокко и скончался в 1368 или 1369 году [26] .

Историческое значение

Карта Азии в 1345 году
Карта Азии в 1345 году

Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 году под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 году на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».

Нет никаких упоминаний о том, вёл ли Ибн Баттута какие-либо записи все 29 лет своих странствий. Когда он диктовал свои впечатления, он должен был основываться на своей памяти и уже вышедших в свет манускриптах своих предшественников. Некоторые эпизоды путешествий Ибн Баттуты являются явным заимствованием [27] [28] . Западные ориенталисты ставят под сомнение тот факт, что Ибн Баттута действительно посетил все те места, которые он описывает, и считают, что часть его описаний взята из услышанного им, а не из увиденного лично. Так, нерешённым является вопрос, действительно ли Ибн Баттута побывал в Китае [29] . Тем не менее, несмотря на определённую недостоверность, записи Ибн Баттуты дают хорошее представление о большой части цивилизации 14 века.

Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.

Память

В 1976 году Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Баттута кратеру на видимой стороне Луны.

В Дубае есть торговый центр, названный в честь Ибн Баттуты.

Источники
  • https://SiteKid.ru/planeta_zemlya/osvoenie_zemli/ibn_battuta.html
  • https://istoriavsem.mirtesen.ru/blog/43404535307/10-udivitelnyih-faktov-o-puteshestvennike-Ibn-Battute
  • https://travelask.ru/blog/posts/20107-10-udivitelnyh-faktov-o-puteshestvennike-ibn-battute
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60875
  • https://wiki2.org/ru/%D0%98%D0%B1%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B0
  • http://alfaed.ru/chem-proslavilsya-arabskijj-puteshestvennik-ibn-battuta.html/

[collapse]

Adblock
detector