История создания танка Пантера (Pz Kpfw V): конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки

История создания

Германия вступила во Вторую мировую войну, имея на вооружении только лёгкие и средние танки. Все они даже по меркам 30-х годов были слабо бронированы и плохо вооружены. В частности, самый мощный на тот момент танк вермахта Panzerkampfwagen.IV Ausf.C обладал лобовой бронёй толщиной не более 30 миллиметров и короткоствольной 75-мм пушкой, пригодной только для решения задач по сопровождению пехоты.

Поначалу казалось, что у подобной техники будет немного шансов при столкновении с куда более мощными машинами, уже имевшимися на вооружении Франции и Великобритании, такими, например, как Char B1 или Mk. II «Матильда». Тем не менее немецкое наступление, начавшееся в мае 1940 года, привело к стремительному разгрому войск западных союзников, причем решающую роль в этом успехе вермахта сыграли именно танки. Можно сказать, что тактика на этом этапе войны имела куда большее значение, чем технические характеристики боевых машин.

Танк Pz.Kpfw IV Ausf. C
Pz.Kpfw IV Ausf. C – самый «тяжелый» немецкий танк начального периода Второй Мировой войны

И всё же отдельные эпизоды столкновений с французскими тяжелыми танками произвели на немецкое командование сухопутных войск определённое впечатление, что привело к активизации работ по проектированию новой бронетехники. Впрочем, разработки проводились неспешно. Будущие тяжелые танки предполагалось использовать для прорыва мощных оборонительных линий после вторжения на Британские острова.

Эти планы были довольно смутными, поскольку главной целью вермахта сразу после разгрома Франции стал СССР. К возможностям советской оборонной промышленности и вооружению Красной Армии немецкое военное командование относилось довольно пренебрежительно, особенно после Советско-Финляндской войны зимой 1939—1940 года. Как ни странно, даже донесения разведки о появлении советского КВ ничего не изменили.

Конечно, нельзя сказать, что в Германии в этот период ничего не делалось для повышения боеспособности танковых войск. Продолжалось совершенствование имеющихся моделей боевой техники – появились такие её образцы, как Pz.Kpfw.III Ausf.H и Pz.Kpfw.IV Ausf.F с улучшенным вооружением и усиленной бронёй. Кроме того, компания Henschel продолжала разработку нового среднего танка, вес которого должен был составить 30 тонн – то есть больше, чем у любой из имеющихся моделей. Все эти меры, однако, оказались недостаточными.

22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Уже в первые её дни целый ряд немецких соединений столкнулся с новейшими танками Т-34 и КВ. Довольно быстро в штабы пошли буквально панические донесения о небывалых возможностях этих боевых машин, однако генералы вермахта далеко не сразу отреагировали на эти сообщения.

Танк Т-34
Советский средний танк Т-34, подбитый в начале Великой Отечественной войны

Даже в сентябре 1941 года Г. Гудериан, упоминая в одном из своих донесений про Т-34, отозвался об этом танке крайне пренебрежительно.

Всё резко изменилось спустя месяц, в октябре 1941-го, причем именно эта «перемена настроения» одного из лучших немецких военачальников стала главной причиной появления будущей «Пантеры». События развивались следующим образом: сразу после начала операции «Тайфун» 2-я танковая группа вермахта, которой командовал Гудериан, прорвав советскую оборону, захватила Орёл, а её передовые соединения двинулись дальше, по направлению к Мценску. Именно здесь немецкий авангард был атакован танками Т-34 из состава 4-й бригады М.Е. Катукова и понёс тяжелые потери.

Это поражение, пусть и локальное, стало полной неожиданностью для Гудериана. Пытаясь каким-то образом объяснить, как подобное стало возможным, «быстрый Гейнц» не нашел ничего лучшего, как приписать свою неудачу качественному превосходству танка Т-34. В штаб командования группы армий «Центр» было направлено донесение, в котором детально описывались основные особенности советского среднего танка. Кроме того, Гудериан предложил создать специальную комиссию для изучения советских боевых машин. Предполагалось, что по итогам её работы можно будет составить техническое задание на создание нового немецкого среднего танка.

Надо учитывать, что в то время Гудериан считался одним из фаворитов Гитлера. Поэтому можно было не сомневаться, что донесение, направленное в штаб группы армий, в конечном счете непременно попадет в руки «фюрера германской нации». Расчет Гудериана вполне оправдался – его никто не обвинил в провале наступления на Тулу, а уже 20 ноября в расположение 2-й танковой группы прибыла «заказанная» им комиссия.

Гудериан
Генерал (впоследствии фельдмаршал) Гудериан, один из инициаторов создания «Пантеры»

Сегодня вполне понятно, что успех 4-й танковой бригады М.Е. Катукова был обусловлен грамотной тактикой ведения боя и ошибками, допущенными противником, а вовсе не чудодейственными качествами Т-34. Тем не менее нельзя сказать, что инициатива Гудериана не несла в себе ничего рационального. Вермахт действительно нуждался в новом среднем танке с противоснарядным бронированием и мощной пушкой.

Комиссия, в состав которой вошли представители ряда немецких машиностроительных компаний, офицеры из управления вооружений вермахта и конструкторы, рассмотрела несколько вариантов решения проблемы, обозначенной Гудерианом:

Первый путь, был, конечно, самым простым. Тем не менее комиссия (несколько переоценивая возможности Т-34), посчитала, что модернизация позволит лишь частично исправить ситуацию. Копирование советского танка также признали плохим решением. Гудериан в своих мемуарах утверждает, что воспроизвести некоторые узлы и агрегаты Т-34, например, мотор, и вовсе было невозможно. Вряд ли это так: немецкая промышленность обладала значительным технологическим превосходством над советской.

Скорее всего, реальной причиной отказа от копирования Т-34 было то, что этот танк осенью 1941 года оставался еще слишком «сырой» и ненадежной машиной, страдавшей от множества «детских болезней». К тому же по своей компоновке он не соответствовал уже сложившимся традициям немецкого танкостроения. Таким образом, комиссия пришла к выводу о том, что необходимо разработать принципиально новую боевую машину – что, конечно, не обозначало сворачивания модернизации Pz.III и Pz.IV.

Прототип VK 30.01 (H)
Современная модель прототипа VK 30.01 (H)

25 ноября 1941 года задание на проектирование нового танка было передано руководителям компаний Daimler-Benz и MAN. Комиссия пренебрегла предложением Рейхсминистра вооружения и боеприпасов Ф. Тодта, который считал, что при проектировании можно воспользоваться наработками по прототипу VK 30.01 (H), созданному фирмой «Хеншель». Это обозначало, что средний танк предстоит создавать буквально с нуля. Разумеется, такой подход существенно усложнял достижение конечной цели.

С самого начала проекту будущей боевой машины присвоили обозначение Panther («Пантера»). Возможно, в выборе этого имени определенную роль сыграло созвучие – ведь в отличие от англичан, немцы не используют термин tank, предпочитая слово Panzer.

Техническое задание предполагало, что этот танк будет обладать следующими основными характеристиками:

Масса 35 тонн
Максимальная скорость по шоссе 55 км/ч
Минимальная толщина брони 40 мм
Мощность двигателя Не менее 650 л.с.
Ширина Не более 3,15 м
Высота Не более 2,99 м

23 января 1942 года Гитлеру были продемонстрированы два альтернативных проекта нового среднего танка. Изучив их, фюрер отдал предпочтение варианту, предложенному компанией Daimler-Benz. В феврале эта фирма приступила к изготовлению прототипа боевой машины, получившему обозначение VK 30.02 (DB). В конце этого же месяца А. Шпеер, рейхсминистр вооружений, сменивший на этом посту погибшего в авиакатастрофе Ф. Тодта, получил от Гитлера распоряжение об оформлении заказа на постройку первой серийной партии из двухсот новых средних танков.

Прототип VK30.02 (DB)
Модель прототипа VK30.02 (DB). Построена в соответствии с поздним вариантом – использована шахматная схема расположения опорных катков

Подчиненные Шпеера, однако, «взбунтовались», заявив, что выбор проекта, предложенного компанией «Даймлер-Бенц», станет серьёзной ошибкой. По мнению представителей рейхсминистерства вооружения, вариант Panther, предложенный фирмой MAN, обладал следующим рядом преимуществ:

  1. «Шахматное» расположение опорных катков, обеспечивающее более плавное движение машины по пересеченной местности и равномерное распределение нагрузки на грунт;
  2. Более привычная для немецкой школы танкостроения компоновка с передним расположением трансмиссии. Такой подход позволял разместить башню ближе к центру корпуса и не допустить чрезмерного выноса вперед длинного ствола орудия;
  3. Бензиновый двигатель, а не дизель, как на VK02 (DB). Это было важно, так как Германия испытывала значительный дефицит целого ряда видов топлива;
  4. Значительный объем внутреннего пространства, что облегчало работу экипажа и позволяло взять на борт больше боеприпасов и горючего.

Кроме того, проект, разработанный компанией MAN, не предусматривал прорезание боковых эвакуационных люков в корпусе машины, что также оценивалось положительно, поскольку любые проёмы ослабляли прочность брони.

Для повторного рассмотрения вопроса вновь была созвана комиссия, которая и вынесла окончательный вердикт – проект, подготовленный инженерами Daimler-Benz, отклонили. Между тем, далеко не все аргументы в пользу этого решения сегодня выглядят бесспорными. В частности, «шахматная» система компоновки катков в послевоенные годы так нигде и не прижилась. Она слишком сложна по своему устройству и непрактична. Большой забронированный объем также трудно отнести к достоинствам «Пантеры» — именно из-за этой своей особенности масса танка вышла за рамки технического задания.

Прототип VK30.02 (M)
Прототип VK30.02 (M), созданный фирмой MAN. Очень похож на «Пантеру», но и отличия заметить нетрудно

Иногда утверждается, что проект Daimler-Benz отклонили из-за значительного сходства предложенной этой фирмой машины с советским Т-34, что было чревато попаданием под «дружественный огонь». Подобный аргумент действительно мог использоваться в ходе обсуждения, но едва ли именно он стал решающим. Путаница в ходе боёв возникала порой вне всякой зависимости от того, насколько одни танки являлись похожими на другие.

Значительно более весомым соображением стало наличие бензинового двигателя на варианте «Пантеры», предложенном компанией MAN. Дизельное топливо в «третьем рейхе» передавалось в первую очередь флоту, для танков его просто не оставалось. Поэтому более предпочтительным видом горючего являлся синтетический бензин, вырабатываемый из каменного угля.

Компания Daimler-Benz предприняла последнюю отчаянную попытку выиграть конкурс. Проект срочно переделали под «шахматную» подвеску и бензиновый двигатель, но было уже слишком поздно – продолжалась война, новые танки требовалось сделать как можно быстрее. В итоге 13 мая 1942 года было принято окончательное решение о выборе в пользу VK 30.02 (MAN).

На изготовление двух первых опытных образцов ушло еще несколько месяцев. В сентябре 1942-го года их доставили на полигон в Тюрингии для проведения первых испытаний. Следует отметить, что по своему устройству эти прототипы, обозначавшиеся как Pz.Kpfw V V1 и Pz.Kpfw V V2, несколько отличались между собой. Пробные «заезды» сразу же продемонстрировали, что трансмиссия танка ненадежна. Были выявлены также определенные дефекты в системе управления. Тем не менее испытания признали в целом успешными – недостатки показались инженерам сравнительно мелкими и вполне поддающимися устранению.

Проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1
Боковая проекция башни Pz.Kpfw. V Ausf. D1. Хорошо заметна выступающая вбок командирская башенка

Следующим этапом стало изготовление первой небольшой серии будущих «Пантер». Она состояла из 20 машин, которым предстояло пройти более углубленные войсковые испытания. Время, между тем, поджимало – в соответствии с планами военного командования, вермахт должен был получить в первые месяцы 1943 года не менее 250 новых средних танков. Оценить сложность такой задачи можно исходя из того, например, что даже в ноябре 1942 года у Pz.V всё еще не имелось башни – вместо неё устанавливался деревянный макет. Именно в таком виде машину продемонстрировали А. Шпееру.

Днем рождения «Пантеры» стало 11 января 1943 года. В этот день рабочие и инженеры компании MAN завершили сборку первого танка из опытной серии. Как и последующие 19 машин, он получил обозначение Pz.V Ausf A, что может вызвать путаницу – в сентябре 1943-го года такое же название ввели для совершенно иной модификации «Пантеры».

«Нулевая серия» не предназначалась для участия в боевых действиях. Предполагалось, что после испытаний все 20 танков станут учебными. От последующих версий «Пантеры» эти машины отличались значительно более тонкой лобовой бронёй (не более 60 мм), конструкцией дульного тормоза орудия и формой командирской башенки. В феврале все 20 опытных танков переименовали, отныне они проходили в документации как Pz.Kpfw V Ausf D1.

Проведение испытаний и развертывание производства первой крупносерийной модификации «Пантер», известной как ПЗ.V Ausf D2, осуществлялись параллельно. В феврале и марте компании MAN удалось изготовить для вермахта 77 танков, однако с их приёмкой возникли неожиданные затруднения. Решить возникшие проблемы удалось к маю – в конце этого месяца в составе немецких войск находилось уже 324 «Пантеры». В июне удалось ввести в строй еще 98 новых машин.

Pz.Kpfw. V Ausf. D2
Pz.Kpfw. V Ausf. D2. Один из ранних танков. Вертикальная щель на передней лобовой детали корпуса предназначена для курсового пулемета

Как известно, в мае 1943 года командование вермахта планировало провести операцию «Цитадель». Под влиянием целого ряда факторов, одним из которых являлось стремление укомплектовать войска как можно более значительным количеством танков Pz.V, наступление в конечном счете перенесли на июль.

Ожесточенные бои под Курском стали для «Пантеры» дебютом – с этого момента началась боевая биография нового танка. Она оказалась очень короткой – в мае 1945 года Германия капитулировала. Тем не менее даже этого времени хватило для того, чтобы Pz. V запомнился как немецким танкистам, так и их противникам.

Несмотря на многие свои положительные качества, «Пантера» не смогла спасти гибнущий «третий рейх». Не удалось ей стать и самым массовым немецким танком, хотя первоначальные планы предполагали достижение именно такого результата. Для этого производство Pz.V было развернуто на заводах сразу нескольких крупных производителей бронетехники – MAN, Demag, MNH, Daimler-Benz и Henschel-Werke.

Общее количество «Пантер» составило 5995 штук. Для сравнения можно отметить, что танков Pz.IV построили 8 686 единиц. Тут, конечно, нужно учитывать, что новую машину выпускали около двух лет, а «четверку» — с 1937 по 1945-й. Будь у создателей «Пантеры» побольше времени, они, безусловно, смогли бы вырваться вперед. Так или иначе, догнать по объему производства средних танков СССР или США, где такие машины сходили с конвейера десятками тысяч, Германия не сумела, да и шансов на это у неё, пожалуй, не было.

Разработка

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие Хеншель и Порше. Требовалось создать 30-35 тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм везде, где возможно, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км/час.

Комиссии представили 2 машины, VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не оказалась принятой. Прототип Хеншеля позже превратился в VK4501, ставшего в итоге известным как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие МАН и Даймлер-Бенц. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец VK3002 (DB) оказался очень похож на Т-34, дизельным двигателем, его задним расположением, наклонной со всех сторон броней и силуэтом.

Поначалу он очень понравился Гитлеру и был сделан заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки вроде дизельного двигателя, требующего дефицитного топлива, большого вылета ствола и худшей подвижности чем у прототипа МАН.

Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому именно прототип МАН пошел в производство, став в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением его конструкции.

Лоб получил прочную бронеплиту под наклоном, ходовая с шахматным расположением больших колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75 миллиметровое орудие было способно уничтожать любую вражескую технику с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с расстояния 3 км.

При всем этом, компоновка осталась верна немецкой школе танкостроения, имея переднее расположение трансмиссии, подвеску Книспеля и бензиновый двигатель.

Создание

Первые образцы были заказаны 15 мая 1942 года под обозначением PzKpfW V (Panzerkampfwagen V) и «SdKfz 171» в ведомственной сквозной системе обозначений военной техники.

Несмотря на только лишь 2 образца, представленных для испытаний в конце 1942 года, уже в ноябре было начато серийное производство, а к маю 1943 года было запланировано поставить в армию 250 штук.

Такая спешка была вызвана желанием Гитлера применить новину в запланированной на июнь наступательной операции под кодовым названием «Цитадель», известной сейчас как Курская битва.

Она вызвала нехватку времени на проверку и доработку нового танка, что привело к многочисленным поломкам и неожиданностям. К производству помимо МАН были подключены Даймлер-Бенц, Хеншель и Демаг.

Практически сразу произошли некоторые изменения оригинального проекта. Толщина брони увеличилась с 60 мм до 80 мм, увеличив вес до 43 тонн. Трансмиссия и двигатель рассчитывались на первоначальные 35 тонн, поэтому их надежность серьезно пострадала.

Броневой корпус и башня

Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57° относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм устанавливалась под углом 53° к нормали.

Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в Кубинке данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55° к нормали, НЛД — 65 мм и 55° соответственно. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях — 50 мм) наклонены к нормали под углом 42°, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30°.

В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.

Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25°. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево.

Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360°. Башня танка неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5° был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

PzKpfw V Ausf. D в Туне. Швейцария

Ходовая часть

Ходовая часть танка с «шахматным» расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков.

На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы, передняя и задняя пара катков снабжалась гидравлическими амортизаторами. Ведущие катки — передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Ходовая часть танка «Пантера»

Приборы наблюдения и прицелы

У каждого из членов экипажа «Пантеры» имелась возможность осмотреть окружающее пространство при помощи специальных приборов. В частности, на командирской башенке монтировалось семь перископов, обеспечивающих круговой обзор.

Наблюдение из башни «Пантеры»
Командир танка «Пантера» ведет наблюдение из башенки

На крыше отделения боевого управления первоначально размещалось четыре таких прибора, закрепленных неподвижно: три для механика-водителя и один – для «офицера связи». Впоследствии вместо трёх стационарных перископов водитель получил один поворотный, что было намного практичнее.

Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи бинокулярного прицела TZF-12 или монокулярного TZF-12A. Поле зрения первого из них составляло 30 градусов, кратность увеличения – 2,5. У TZF-12A имелась возможность переключиться на кратность увеличения 5. Поле зрения при этом сужалось до 15 градусов. Отдельный прицел имелся также в шаровой установке курсового пулемета.

Едва ли не главной технической новинкой «Пантеры» стал прибор ночного видения. Его наиболее важной частью являлся инфракрасный прожектор. Устанавливался он на командирской башенке и обеспечивал видимость на дистанции в 200 метров. Кроме того, имелась возможность использования более мощного прожектора, который ставился не на самом танке, а на сопровождающем его бронетранспортёре.

Такое «боевое сотрудничество» позволяло увеличить зону видимости до 700 метров. Радиус действия предполагалось расширить в дальнейшем до четырёх километров, но значительные размеры необходимого для этого инфракрасного прожектора оказались чрезмерными для его установки на какую-либо боевую технику.

Подвеска и гусеницы

Подвеска и гусеницы

После 1500—1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья отламываются или сгибаются. Четырежды гусеницы пришлось менять целиком, так как ни на одном траке не осталось направляющего зуба.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

Несмотря на то, что надежность танков заметно возросла, следует продолжать предпринимать попытки повысить надежность в еще большей степени. Для этого необходимо, чтобы «Пантеры» были приспособлены к следующим боевым ситуациям:

  • Работа двигателя на предельных режимах при движении вверх по склону или по глубокой грязи.
  • Рулежка при движении задним ходом (неизбежный маневр во время боя).
  • Перегрузка сцепления.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

Снижение уровня поломок также объясняется возросшим опытом механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк ефрейтора Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr.83220046) к настоящему времени прошел без ремонта 1878 км и по прежнему сохранил полную боеспособность. За все это время потребовалось поменять несколько опорных катков и гусеничных траков.

Расход масла на танке составляет около 10 л. на 100 км. На «Пантере» до сих пор стоят двигатель и трансмиссия, смонтированные еще на заводе.»

Для того, чтобы закрыть огромную брешь на Восточном фронте, сделанную Красной Армией в июле 1944 года, было спешно сформировано 14 танковых бригад. Лишь семь из них отправили на Восточный фронт.

Остальные семь пришлось отправить на запад, поскольку в августе 1944 года союзники начали во Франции успешное наступление. В каждой бригаде с номером от 101 до 110. а также в Fuehrer — бригаде имелось по одному батальону «Пантер». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот, по 11 «Пантер» в каждом (2 при штабной секции и по 3 в трех взводах). PzKpfw V «Пантера». Правда о

С августа 1944 года бомбардировки союзников стали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» падало, а потери на фронтах, напротив, росли. Пришлось пойти на сокращение танков в батальонах. Например, в I. Abteilung/Panzer-Regiment73160;10 имел три машины при штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В I батальоне танкового полка «Hermann Goering» было 4 «Пантеры» при штабе батальона и по 14 «Пантер» в каждой из четырех рот (две «Пантеры» в штабной секции и по четыре в трех взводах). По той же схеме организовывались 1 батальоны 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков.

В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания закончились неудачно. поэтому все приборы ночного видения демонтировали и отправили на склад еще до отправки частей на фронт.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

После провала наступления на Западном фронте, в феврале 1945 года 8 дивизий (1-я. 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизия СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Fuehrer»), насчитывавшие в общей сумме 271 танк, были переброшены на восток.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор танковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Fuehrer» начать войсковые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять «Пантер» роты были отправлены в Альтенграбов, для оснащения ноктовизорами.

Кроме того, рота получила три SdKfz 251/20. оснащенных ИК-прожекторами BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с использованием ИК-прицелов.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фаллингбостель, все машины, оснащенные FG 1250 (50 штук), участвовали в боях на Восточном фронте.

Наибольшее количество боеспособных «Пантер» было в распоряжении немецкого командования летом-осенью 1944 года. В это время пиковое число боеспособных танков достигло 522 штуки.
В то же время Красная Армия располагала несколькими тысячами Т-34, КВ-1, ИС-2 и M4 Sherman. Несмотря на множество локальных успехов, «Пантеры» так и не смогли переломить ход войны.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

Ну и что же мы имеем в сухом остатке? Кроме боевых и технических характеристик у любой боевой машины есть ещё и другие характеристики. Такие, как надёжность, ремонтопригодность ну и самое главное цена, и вытекающая из неё возможность к массовому производству.

Если оценивать голые цифры технических характеристик, то машина выглядит выдающейся, даже статистика боёв с нашими танками говорят в пользу Пантеры. Но вышеперечисленные качества, которые за частую уходят от внимания простых любителей военной истории, делают её просто аховой. И не смотря на своё техническое совершенство эта машина практически погубила Третий Рейх, оставив его фактически без танков.

По этим качествам Пантера не опередила своё время, а скорее запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все её детские болезни должны были быть устранены ещё перед войной, а не в критический для Германии момент.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

Была ли альтернатива? Я её лично не вижу. Перед войной такая машина появиться не могла. Так как она стала результатом осмысления боёв против Т-34

Что же нужно было делать Германии? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственным правильным действием было бы продолжение модернизации Т-IV. Машины достаточно устаревшей, которая по моему мнению, даже в большом количестве, вряд ли б изменила ход войны.

PzKpfw V «Пантера». Правда о

Отделение управления

В «носовой» части Pz.V, как и у всех танков классической компоновки, находилось отделение управления. Здесь размещались два члена экипажа – механик-водитель и «офицер связи». Такое обозначение использовалось из-за того, что функции радистов «по совместительству» выполняли также наводчик и заряжающий. «Офицер связи», в свою очередь, являлся еще и пулеметчиком.

Кроме того, в этой части боевой машины устанавливалось следующее оборудование:

  • Механизм поворота;
  • Главный фрикцион;
  • Органы управления;
  • Контрольные приборы;
  • Радиостанция.

Наряду с этим стандартным набором, в отделении управления «Пантерой» размещалась коробка переключения передач. Это соответствовало уже сложившимся традициям немецкого танкостроения тех лет.

Непосредственно перед местом «офицера связи» на ранних танках Pz.V имелась узкая вертикальная щель, в которую вставлялся курсовой пулемет. Особым изяществом такое конструктивное решение не отличалось, поэтому впоследствии использовалась куда более практичная шаровая установка.

Кабина «Пантеры»
Фотография, сделанная с места механика-водителя танка «Пантера»

Дальность действия штатной радиостанции Fu 5 составляла при использовании голосовой связи 6 400 метров. В «телеграфном» режиме связь обеспечивалась на расстоянии до 9,4 км. Нужно учитывать, что на командирской модификации танка устанавливалось радиооборудование с несколько большими возможностями.

Устройство танка

“Пантера” — первый танк Вермахта, в конструкции которого применили наклон бронелистов под рациональными углами. Верхняя лобовая плита толщиной 80мм, наклонённая под углом в 550, давала надёжную защиту даже от снарядов калибра 85мм (кроме подкалиберных). Верхняя часть борта имела толщину 40 мм при угле наклона в 400. Нижняя часть наклона не имела, но полностью закрывалась катками ходовой части и стальными экранами.

Такая броня должна была дать защиту от советских противотанковых ружей, но случаи пробития всё-таки отмечались.

Кормовой лист, тоже 40 мм, имел наклон в 290, причём наклонён был наружу, затрудняя поражение с воздуха. На “Пантере” серии G толщину верхнего бронелиста увеличили — она достигла 50 мм, угол наклона уменьшился до 300.

Башня — также из катаной брони, листы соединялись сваркой. Поворот башни — с помощью гидропривода, питающегося через устройство отбора мощности. Вспомогательный ручной привод позволял наводить орудие при отказе гидропривода.

Толщина лба башни ранних “Пантер” достигала 100 мм, но почти не имела наклона (всего 120), и обеспечивала меньшую, чем лоб корпуса, защиту. Толщина бортовых и кормовых листов башни — 45 мм. “Пантера” серии G получила новую башню с усиленным лбом толщиной в 120 мм, а “тесная башня” серии F имела защиту в 60мм «по кругу» (лобовая броня осталась прежней толщины — 120 мм).

Устройство Пантера

Механик-водитель и стрелок-радист сидели в носу корпуса, по сторонам от картера трансмиссии. В башне по левую сторону от орудия находился наводчик, справа — заряжающий, а корма башни отводилась командиру. На предсерийных “Пантерах D1” с однокамерным дульным тормозом на борту башни имелся выступ-прилив под смещённую командирскую башенку. Последующие модели получили улучшенный дульный тормоз, башенку сдвинули к центру и убрали прилив.

Основным вооружением всех серийных вариантов “Пантеры” была пушка KwK 42 калибра 75 мм. Несмотря на небольшой калибр, это было очень грозное оружие. От ранних орудий KwK 40 его отличала увеличенная длина ствола — 70 калибров против 40.

При использовании стандартного бронебойного каморного снаряда Pz.Gr 3942 орудие пробивало 160 мм брони с дистанции в 500 метров.

Такая пробиваемость — выше, чем у более мощного 88мм орудия KwK 36. Она позволяла уверенно поражать любые танки противника.

Подкалиберный снаряд Pz.Gr 4042 позволял пробить броню свыше 200 мм толщиной. А небольшой калибр пушки считался достоинством, позволяя увеличить скорострельность, возимый боекомплект, и монтировать орудие в небольшой по габаритам башне. Орудие имело электрический запал, пороховые газы из ствола высасывал компрессор.

Противопехотным оружием служили два пулемёта MG-34. Один — курсовой, управляемый стрелком-радистом. Второй — спаренный с пушкой. На башенках «Пантер» серий A и G предусматривался зенитный пулемёт (MG-34 или MG-42). Также поздние серии оснащались мортирками для постановки дымовых завес, которые при условии применения осколочных гранат можно было использовать для обороны от пехоты.

Двигатель и трансмиссия

Все варианты “Пантеры” оснащались двигателем “Майбах” HL230. Это был карбюраторный 12-цилиндровый мотор объёмом в 23 литра. Блок цилиндров и головки отливались из чугуна, питание осуществлялось четырьмя двухкамерными карбюраторами типа “Солекс”. Камеры в карбюраторах включались последовательно — до 1800 об/мин, в каждом карбюраторе работала только одна камера. Для работы зажигания применялись два магнето.

Танк пантера Трансмиссия

При 3000 об/мин мотор развивал 700 л.с, но на таких оборотах он быстро перегревался. Поэтому инструкции предписывали не превышать 2600 оборотов в минуту. Мощность при этом составляла 600 л.с.

Моторное отделение выполнялось водонепроницаемым для облегчения преодоления бродов. Недостатком такого решения оказалась недостаточная вентиляция отсека, повышающая вероятность перегрева двигателя. Безопасность экипажа обеспечивали огнеупорные переборки, разделяющие моторный и боевой отсек. Размещение баков с горючим в корме выгодно отличало «Пантеру» от Т-34 с баками в отделении экипажа.

Все «Пантеры» получили 7-ступенчатую коробку передач ZF AK 7-200.

КПП соединялась с главным фрикционом карданной передачей и была полуавтоматической — при смене позиции рычага переключения автоматически выжималось сцепление, и включалась нужная пара шестерён. Планетарный механизм поворота был с КПП единым агрегатом. Управление танком облегчали приводы, оснащённые гидравлическими сервоприводами.

Ходовая часть танка — системы Книпкампа, катки в ней располагались в шахматном порядке. Фактически сплошной ряд катков давал высокую плавность хода и проходимость — равномерно распределяя давление на грунт. Оборотной стороной была сложность в производстве и ремонте, а опыт эксплуатации показал — в распутицу промежутки между катками легко забивались грязью.

Танк Пантера

Подвеска Pz.V — торсионная, на переднем и заднем катке дополнительно ставили гидравлические амортизаторы. Позже в порядке упрощения задние амортизаторы устанавливать перестали.

Особенности классификации

«Пантера» создавалась как средний танк. Именно так она и классифицировалась и в немецких документах вплоть до конца войны. Между тем, в других странах, в частности, в СССР и США, «панзер V» был известен как тяжелый танк. Причина этого – разные подходы к классификации боевых машин.

Танк КВ-1
Танк КВ-1 считался в СССР тяжелым, несмотря на то, что эта машина вооружалась сравнительно слабым орудием калибра 76,2 мм

В частности, в СССР все танки оценивались очень просто – по их массе. Лёгкими считались машины весом до 20 тонн, средними – от 20 до 40 тонн, а тяжелыми – от 40 тонн и более. Масса «Пантеры» достигала 46 тонн, так что с точки зрения советских конструкторов это был, конечно, тяжелый танк.

В Германии классификация боевых машин по их массе долгое время отсутствовала. Более важным признаком считалось предназначение того или иного образца техники. В частности, существовали такие понятия, как «линейный танк», он же Panzerkampfwagen (Pz Kpfw), и «танк прорыва», он же Durchbruchwagen (DW).

При этом, однако, нельзя сказать, что немецкие танкостроители строго придерживались собственной классификации. Так, знаменитый «Тигр» вполне официально обозначается как Panzerkampfwagen VI. Между тем вполне ясно, что это по своему назначению «танк прорыва», или «танк качественного усиления», но никак не универсальный и предназначенный для массового вооружения армии «линейный танк».

Ситуация с «Пантерой» еще сложнее. Если сравнить её, к примеру, с КВ-1, который и в СССР, и в Германии называли «танком прорыва», то видно, что обе машины сопоставимы по массе и бронированию, а пушка у Pz.V существенно мощнее (при практически том же калибре). Таким образом, если бы «Пантера» появилась на вооружении Красной Армии, а не вермахта, то в Германии её скорее всего тоже классифицировали бы как тяжелый танк, а не средний.

В конечном счете, вся эта путаница объясняется только тем, что конструкторы компании MAN не уложились в рамки поставленного задания. «Расплатой» за сложность конструкции и увеличение забронированного объема стала откровенная утяжеленность машины.

Танк M26 Pershing
Американский танк M26 Pershing. Соответствовал как советским, так и немецким представлениям о тяжелых танках

Танк, предлагавшийся компанией Daimler-Benz, был более простым и компактным, так что не исключено, что комиссия рейхсминистерства вооружений всё-таки допустила ошибку, отказавшись от него.

Конструкция и потенциал развития

«Пантера» полностью соответствует канонам немецкой школы танкостроения времён Второй мировой войны — расположение трансмиссии в лобовой оконечности машины, боевого отделения с башней в середине корпуса и двигателя в корме. Подвеска индивидуальная с использованием двойных торсионов, опорные катки большого диаметра располагаются в «шахматном» порядке, ведущие колёса переднего расположения. Соответственно, такие компоновочные и конструктивные решения определяют общий набор достоинств и недостатков «Пантеры».

К первым относятся хорошая плавность хода, равномерное распределение массы на узлы подвески, размещение башни по центру корпуса, отсутствие люков на верхней лобовой части корпуса, большой объём боевого отделения, повышающий комфортность работы экипажа.

Недостатками являются больша́я высота машины из-за необходимости передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам трансмиссии посредством карданных валов под полом боевого отделения, бо́льшая уязвимость узлов трансмиссии и ведущих колёс из-за их расположения в наиболее подверженной обстрелу лобовой части машины, ухудшенные условия работы механика-водителя и стрелка-радиста из-за шума, тепла и запахов, исходящих от узлов и агрегатов трансмиссии. Кроме того, помимо лучшей заметности на поле боя, больша́я высота негативно сказывается на общей массе машины, снижая её динамические характеристики по сравнению с танками иной компоновочной схемы.

Ещё одним преимуществом компоновки «Пантеры» являлось размещение топливных баков вне обитаемых мест танка, что повышает пожаробезопасность и выживаемость экипажей при поражении машины. В советских танках плотная компоновка вынуждала размещать топливные баки прямо в боевом отделении. Следует также отметить наличие автоматической системы пожаротушения в моторном отделении немецкого танка. В то же время компоновка не гарантировала защиту танка от пожаров, поскольку в отделении управления «Пантеры» располагались агрегаты трансмиссии, а в боевом отделении — гидропривод механизма поворота башни. Машинное масло в агрегатах трансмиссии и жидкость в гидроприводе легко воспламенялись, не раз очаги возгорания подбитых танков располагались именно в лобовой оконечности машины.

Интересно сравнение «Пантеры» с советским средним танком Т-44, принятым на вооружение в середине 1944 года, но не принимавшим участия в боевых действиях. Советский танк при значительно меньшей массе и габаритах (особенно по высоте) обладал более сильной лобовой и особенно бортовой бронезащитой корпуса, чем «Пантера». Немецким конструкторам вынужденно пришлось увеличить массу и габариты своих новых машин по ходу войны, тогда как советским инженерам удалось разработать новые машины за счёт заложенных в компоновке резервов. «Пантера» создавалась «с нуля», без преемственности с уже существующими конструкциями, что породило трудности производственного характера. Примечателен тот факт, что проекты оснащения «Пантеры» более мощным 88-мм орудием и усиления её бронезащиты оказались невыполнимыми, то есть потенциал развития базовой конструкции был небольшим.

С другой стороны, немецкие конструкторы были удачливы в том плане, что их английские коллеги сумели только к концу войны создать альтернативу «Пантере» в виде «Кометы» уступавшей «Пантере» в бронировании, но превосходя её в маневренности, а американский тяжёлый танк M26 «Першинг», приблизительно равный по характеристикам «Пантере», поступил в небольшом количестве в войска большей частью для испытаний в боевой обстановке в феврале 1945 года и не сыграл сколь-нибудь значительной роли в сражениях Второй мировой войны.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танки Pz.Kpfw. V «Пантера», брошенные немцами в украинском городе Проскуров (ныне город Хмельницкий)

Боевое применение танка

Начало массового серийного производства «Пантер» автоматически обозначало прекращение выпуска старого танка Pz. III. Планировалось, что новые боевые машины со временем полностью вытеснят из вермахта также и Pz.IV, однако изготовление «четверок» всё-таки решено было не прекращать. Правильность такого подхода стала ясна уже весной 1943 года, после срыва срока плановых поставок первой крупной партии «Пантер».

В соответствии с откорректированными планами, «Пантеры» должны были поступить на вооружение одного из батальонов в каждом из танковых полков вермахта. Другими словами, в такое объединение могло входить до 76 Pz.V: 68 машин в составе четырёх рот и еще 8 – при штабе.

Погрузка «Пантер» на поезд
Погрузка танков «Пантера» на поезд для отправки на фронт для участия в наступлении на Курск

В действительности же укомплектованность танковых полков «Пантерами» никогда не достигала таких значений. Наибольшее число новых машин получили войска СС – по 61-64 единицы на полк. В частях вермахта среднее количество Pz.V колебалось от 51 до 54 штук.

Единственным случаем, когда укомплектованность немецких частей «Пантерами» превысила эти показатели, стало начало битвы на Курской дуге. 15 июня 1943 года командование вермахта завершило формирование двух танковых батальонов (51-го и 52-го), вооруженных «Пантерами» — в каждом по 96 штук. Обе этих части вошли в 39-й танковый полк. Еще восемь танков Pz.Kpfw V придали его штабу. Таким образом, общее количество боевых машин, подготовленных к участию в сражении, достигло двухсот.

Наступление на Курск с южного фаса «огненной дуги» 39-й полк начал в составе 10-й танковой бригады, подчиненной дивизии «Великая Германия». В самом начале этого грандиозного сражения «Пантеры» добились своего первого успеха, поразив на дистанции более двух километров девять танков «Генерал Ли» без потерь со своей стороны. Затем начались неприятности – преодоление минных полей и не слишком удачное маневрирование обошлось наступающим в 18 подбитых Pz.V к исходу 5-го июля 1943 года.

По состоянию на 18 июля в 51-м и 52-м танковых батальонах осталось в общей сложности 58 «Пантер» из 200. В то же время экипажи Pz.V претендовали на 150 побед над советскими боевыми машинами. Необходимо учитывать, конечно, что безвозвратно терялась лишь часть подбитых танков с обеих сторон. Кроме того, приходится принять во внимание и то, что количество побед всегда завышается («нормальным» считается увеличение потерь противника в три раза). Ну и наконец – по «Пантерам» вели огонь вовсе не только одни танки.

«Пантера», подбитая на Курской дуге
Одна из «Пантер», подбитых на южном фасе Курской дуги. Ствол орудия пробит снарядом 45-мм противотанковой пушки

В целом дебют Pz.V едва ли можно признать успешным. Большинство танков утрачено, наступление цели не достигло, соотношение потерь никак не свидетельствует о каком-либо превосходстве «Пантер», а ведь им противостояла не столь новая техника. Оправдывая эту неудачу, немецкие мемуаристы отмечали, что большинство Pz.V выходило из строя по «небоевым» причинам. К таковым они, как ни странно, относят не только технические неисправности, но и подрыв на минах.

Тем не менее дефекты конструкции «Пантеры» действительно дали о себе знать в июле 1943 года. Наиболее неприятным из них стала склонность танка к быстрому самовозгоранию после значительной «встряски». Причиной последней мог быть удар снаряда по броне без пробития, или даже просто наезд на кочку. Как оказалось, при этом нарушалась герметичность топливной системы, после чего бензин легко вспыхивал – не помогала даже автоматическая система пожаротушения.

Другой дефект был вполне ожидаемым – поломка трансмиссии, в первую очередь бортовых передач. Этот недостаток проявился еще до боёв, на этапе «обкатки» полученных танков. Проблема намного усугублялась из-за того, что ремонт бортовой передачи требовал почти полной разборки всего «носа» Pz. V.

После завершения оборонительного этапа Курской битвы советским войскам досталось 127 «Пантер», брошенных вермахтом. В Красной Армии этот немецкий танк называли «Тип 5», или просто Т 5. Появление у противника новых машин побудило советское командование создать специальную комиссию, которая, выехав в район Прохоровки, осмотрела 30 танков «Пантера» (в том числе 7 неповрежденных).

«Пантера», подбитая близ Карачева
«Пантера», уничтоженная в августе 1943 года близ населенного пункта Карачев

Из 23-х подбитых Pz.V одиннадцать были уничтожены артиллерийскими снарядами (то есть танковыми или противотанковыми орудиями), три подорвались на минах, один имел пробоину неустановленного происхождения в крыше башни, три, по всей видимости, были выведены из строя бутылками с горючей смесью. Пять оставшихся «Пантер» пострадали от внутренних взрывов, природу которых комиссия не определила. Впоследствии иногда утверждалось, что эти машины попали под удар кумулятивных бомб ПТАБ.

Изучив отметины от снарядов, попавших в «Пантеры», члены комиссии пришли к выводу о том, что наиболее прочной частью танка является верхняя лобовая деталь корпуса. Она, в частности, выдержала выстрел из 122-мм пушки. В то же время лоб башни пробивался снарядом калибра 76,2 мм (предположительно, стрельба велась из полевого орудия ЗиС-3). В некоторых местах имелись пробоины от 45-мм снарядов, а в одном случае танк стал жертвой 14,5 мм пули, выпущенной из противотанкового ружья.

В дальнейшем захваченные «Пантеры» прошли испытания на артиллерийском полигоне, в результате чего обнаружилась ярко выраженная уязвимость машины при стрельбе по её бортам. Для борьбы с немецкой новинкой рекомендовали использовать 45-мм противотанковое орудие (в версии 1942-го года), а также пушку ЗиС-3.

Западные историки считают, что в последующих боях за освобождение Украины «Пантерам» удалось взять реванш. К сожалению, объективные свидетельства об эпизодах боевого применения Pz.V на этом этапе войны практически отсутствуют. Заявления о сотнях уничтоженных «Пантерами» советских танков при минимальных собственных потерях носят слишком явный пропагандистский характер.

Советская рота из трофейных «Пантер»
Советская танковая рота, составленная из трофейных «Пантер». Командовал этим необычным соединением гвардии лейтенант Сотников

Авторы подобных «охотничьих рассказов» совершенно не учитывают даже того, что на поле боя присутствовали вообще-то и другие рода войск, а не одна только бронетехника.

Наиболее фантастическими подробностями изобилует описание боя танкового полка вермахта «Бёке» против сразу двух танковых корпусов Красной Армии. При этом немцам якобы удалось уничтожить 267 советских танков, потеряв лишь 4 «Пантеры» и один «Тигр».

Из достоверно описанных эпизодов, в которых принимали участие Pz.V, следует упомянуть о бое за украинскую деревню Лисянка. 19 февраля 1944 года советские войска попытались выбить немцев из этого населенного пункта. Первыми в атаку пошли Т-34, а во второй волне – новые танки ИС-85. «Пантерам», находившимся в деревне, удалось подбить все «тридцать четверки», а затем и все ИС-85. Из последних два полностью сгорели.

В этом бою «Пантерам» удалось продемонстрировать свои лучшие качества – надежную защиту лобовой проекции и высокую эффективность пушки. Правда, следующей ночью немцы оставили Лисянку, бросив в ней 16 Pz.V и три Pz.IV, но это произошло только из-за того, что у них не оставалось горючего.

Общая статистика боевого применения «Пантер» за 1943-й год выглядит достаточно печально: из 840 машин, направленных на советско-германский фронт, 624 было безвозвратно потеряно, а еще 137 пришлось отправить на ремонт. В дальнейшем, однако, количество Pz.V в частях вермахта вновь увеличилось, поскольку немецкой промышленности удавалось постоянно наращивать объемы производства.

В 1944-м году «Пантерам» пришлось, пожалуй, еще тяжелее. За 11 месяцев, начиная с декабря 1943-го, объем безвозвратных потерь танков этого типа на «Восточном фронте» составил 2116 единиц.

«Пантеры», уничтоженные в Италии
«Пантеры», уничтоженные западными союзниками в Италии, близ города Анцио

Столь неблагоприятные показатели едва ли удастся объяснить, изучая одни только тактико-технические характеристики Pz.V и советских танков, как это делают многие авторы. Чтобы понять причины столь высоких потерь, следует обратиться к опыту боевого применения этих немецких танков на Западном фронте.

Как известно, лучшей боевой машиной, имевшейся у армии США перед высадкой в Нормандии, являлся M4 «Шерман». Нетрудно заметить, что танк «Пантера» имел характеристики, позволявшие твердо рассчитывать на победу над таким противником на любых дистанциях боя. Превосходство Pz.V отчетливо проявилось после первых же столкновений с американскими танками. Тем не менее гитлеровцы после нескольких месяцев сражения были выбиты из Франции.

Обычно эту победу западных союзников приписывают их численному превосходству, что, конечно, вполне резонно. Тем не менее важно понять, как именно уничтожались казавшиеся неуязвимыми «Пантеры». На протяжении многих лет утверждалось, что немецкие танки в основном были истреблены при помощи авиации. Эту внешне правдоподобную версию охотно поддерживали многие немецкие мемуаристы. Можно даже сказать, что она стала частью возникшего уже после войны мифа о «Тиграх» и «Пантерах».

То, что это именно миф, легко понять, изучив итоги работы еще одной комиссии, на этот раз уже не советской, а британской. Английские эксперты в 1944-м году потратили не менее двух месяцев на то, чтобы детально изучить 176 «Пантер», потерянных вермахтом в течение лета. Как выяснилось, истребители-бомбардировщики подбили лишь 11 из них. Три танка были поражены огнем авиационных пушек и еще восемь – ракетами.

«Пантера», уничтоженная с воздуха
Танк Pz.Kpfw. V, уничтоженный ударом с воздуха

При этом 55 боевых машин стали жертвами бронебойных и кумулятивных снарядов. Но самая весомая часть потерь приходится на «Пантеры», брошенные собственными экипажами – 83 штуки, из которых 33 достались союзникам в неповрежденном состоянии, а остальные были подорваны при отступлении. Таким образом, авиация становилась обычно не прямым, а косвенным «виновником» уничтожения Pz.V – постоянные бомбежки разрушали склады, нарушали коммуникации в тылу противника и не давали вовремя снабжать танки горючим.

Сходные явления наблюдались и на советско-германском фронте – «Пантеры» терялись вовсе не только в прямых столкновениях, но и из-за того, что стремительные прорывы Красной Армии в ходе целого ряда крупных наступательных операций вынуждали немцев бросать свои танки. Появление новых средств поражения бронетехники, самолетов Ил-2 с кумулятивными бомбами, или истребителей Як 9Т с мощной 37-мм пушкой тоже сыграло определенную роль, но далеко не главную.

Как тут не вспомнить об огромных потерях советских КВ и Т-34 в 1941-м году, когда эти машины зачастую оставались не у дел из-за поломок или отсутствия горючего. В 1944-м году стороны поменялись местами, и никакие, даже самые выдающиеся характеристики брони и вооружения немецких танков уже не могли ничего спасти.

Разумеется, сама по себе «Пантера» даже в 1945-м году оставалась опасным противником. Правда, начиная с осени 1944 года качество брони серийных танков Pz.V резко ухудшилось. В Германии закончился запас легирующих добавок, необходимых при выплавке определенных сортов стали, а добыть нужные металлы было уже негде – месторождения попали в руки Красной Армии или западных союзников.

«Пантера», уничтоженная у озера Балатон
«Пантера», уничтоженная советскими войсками во время контрнаступления вермахта у озера Балатон

В итоге стали отмечаться случаи, когда попадание даже осколочно-фугасных снарядов в лобовую броню «Пантер» приводило не к пробитию, а к разрушению башни, или корпуса – сталь крошилась, как стекло.

Последний эпизод массового боевого применения Pz.V произошел около озера Балатон в марте 1945 года, когда вермахт предпринял отчаянную попытку вернуть Германии нефтяные месторождения, находящиеся на территории Венгрии. Многие «Пантеры», использовавшиеся в этом контрударе, были оборудованы приборами ночного видения, что, впрочем, мало повлияло на результаты сражения – советские войска удержали свои позиции, уничтожив несколько сотен немецких танков и самоходок.

После окончания войны уцелевшие «Пантеры» вплоть до 1947 года использовались в армиях нескольких европейских стран. В Румынии и Венгрии эти танки, видимо, остались еще с того времени, когда они являлись сателлитами Германии, в Чехословакии – со времени оккупации. Единственной страной, целенаправленно вывозившей из Германии Pz.V для последующего использования, является Франция. Как утверждается в некоторых источниках, французские «Пантеры» применялись в ходе боевых действий во Вьетнаме в период антиколониальной войны, однако каких-то точных сведений об этом нет.

Трофейные танки Pz.V использовались иногда и в Красной Армии. Чаще всего их применяли в качестве истребителей танков, которые действовали из засад. Впрочем, сколько-нибудь детальная информация об этом также отсутствует. Можно предположить, что использование таких «Пантер» было недолгим в силу отсутствия необходимых запасных частей.

Экипаж

Танк Пантера

Экипаж состоял из водителя и радиста сидящих в корпусе, заряжающего, наводчика и командира в башне. Радист находился в справа спереди, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Этого очень не хватало советским танкам. Наводчик сидел впереди башни и имел электроспуск главного орудия с резервным ручным. Так же с помощью педали он мог управлять спаренным с пушкой пулеметом. Заряжающий сидел в правой части башни, боеприпасы располагались на специальных горизонтальных стойках по бокам корпуса и в вертикальных в башне. Командир сидел чуть сзади, на специальной платформе, поднимающейся на марше.

У водителя с радистом были свои плоские люки, наводчик с командиром пользовались одним люком, а заряжающий имел свой в задней стенке башни.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка

«Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не сказалась на боеспособности батальона, так как более половины личного состава батальона имеет боевой опыт. В таком окружении молодые солдаты быстро повышают свою квалификацию. Многие молодые механики-водители, только что закончившие танковую школу, с большим усердием поддерживали свои танки в боеспособном состоянии. В любом случае, очень желательно иметь опытного командира взвода».

Техническая подготовка в Германии

Техническая подготовка в Германии

Во время нескольких недель подготовки механики-водители и техперсонал изучали не всегда то, что требуется на передовой. Некоторые из солдат занимались все время каким-либо одним заданием, например, меняли опорные катки. Таким образом, у многих не было целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда достигали отличных результатов за очень непродолжительное время. Возможность изучить матчасть есть на каждом заводе, собирающем танки.

«Пантеры» в других странах


Трофейные танки «Пантера» дивизии «Тудор Владимиреску» на параде в Бухаресте, 10 мая 1946 года

Союзники Германии предпринимали попытки получить танки этого типа, однако успехом они не увенчались. Существовали планы серийного выпуска «Пантер» в Италии; пять танков заказала Венгрия и один — Япония, однако данные заказы выполнены не были. В 1943 году одна «Пантера» Ausf. A была продана Швеции. Некоторое количество трофейных «Пантер» использовалось советскими войсками (например, в 20-м танковом корпусе), первый такой случай датируется уже 5 августа 1943 года. Однако, по причине сложности технического обслуживания, необходимости использования высококачественного топлива и собственных боеприпасов, массового характера их использование не носило. В послевоенное время трофейные «Пантеры» несколько лет служили в войсках Франции, Чехословакии, Румынии и Венгрии.

Машины на базе «Пантеры»

«Ягдпантера» (Sd.Kfz. 173)

После дебюта тяжёлого истребителя танков «Фердинанд» на Курской дуге руководство Министерства Вооружений Третьего рейха выдало заказ на разработку аналогичной по вооружению боевой машины на более технологичном и мобильном шасси. Наилучшим вариантом стало использование базы «Пантеры» для установки на неё бронированной рубки с длинноствольной 88-мм пушкой StuK43 L/71. Получившаяся САУ — истребитель танков получила название «Ягдпантера» и стала одной из лучших машин мира в своём классе. Лобовая броня «Ягдпантеры», как и у других немецких истребителей танков набрана из листов «морской» брони, взятой из запасов кригсмарине. Броня довоенного производства, этим достигается высокая снарядостойкость лобовой проекции.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179)

Для эвакуации с поля боя подбитых боевых машин под огневым воздействием противника на базе «Пантеры» была разработана специализированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bergepanther. Вместо башни с вооружением на шасси «Пантеры» устанавливались открытая платформа, крановая стрела и лебёдка. Первые образцы вооружались 20-мм автоматической пушкой, последующие — 7,92-мм пулемётом MG-34. Экипаж помимо командира и механика-водителя включал до десяти ремонтников. Bergepanther часто называется лучшей БРЭМ Второй мировой войны.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танкисты вермахта восстанавливают поврежденную гусеницу танка «Пантера» Pz. Kpfw. V Ausf. D.

Применение «Пантер» на советско-германском фронте в 1944—1945 годах

Как уже отмечалось выше, после провала немецкого наступления на Курской дуге, оставшиеся «Пантеры» собрали в составе 52-го танкового батальона, который в августе 1943 года был переименован в I. Abteilung/Panzer-Regiment 15. 51-й танковый батальон был доукомплектован в Германии и остался в составе дивизии «Великая Германия». До ноября 1943 года на Восточный фронт прибыло ещё 3 батальона, укомплектованных новыми танками:

В ходе осенних боёв опять отмечалось большое число технических неполадок в двигателе и трансмиссии танка; вновь орудие KwK 42 и лобовая бронезащита удостоились комплиментов немецких танкистов.

В ноябре 1943 года 60 танков было отправлено под Ленинград, где они были переданы в состав 9-й и 10-й авиаполевых дивизий (Luftfelddivisionen). Танки были врыты в землю и использовались в качестве долговременных огневых точек, 10 наиболее боеспособных машин остались на ходу как подвижный резерв. В этом же месяце на советско-германский фронт прибыло ещё два танковых батальона, оснащённых «Пантерами». В декабре все танки на ходу передали в состав 3 танкового корпуса.

Всего за 1943 год на советско-германский фронт был отправлен 841 танк «Пантера». По состоянию на 31 декабря 1943 года в боеспособном состоянии осталось 80 машин, ещё 137 танков нуждались в ремонте, а 624 «Пантеры» было потеряно. В дальнейшем число «Пантер» на фронте постоянно возрастало, и к лету 1944 года число боеспособных танков достигло максимума — 522 машины.

Однако в ходе масштабного летнего наступления советских войск Германия снова понесла тяжёлые потери в бронетехнике, и для пополнения танковых войск было сформировано 14 танковых бригад, в каждой из которых имелось по батальону «Пантер». Но только 7 из этих бригад попали на Восточный фронт, остальные были направлены в Нормандию для отражения начавшегося наступления союзных войск.

Всего с 1 декабря 1943 года по ноябрь 1944 года, на советско-германском фронте было потеряно 2116 «Пантер».

Последним эпизодом массового применения немцами танков стал контрудар в Венгрии, в районе озера Балатон. Впоследствии оснащённые танками «Пантера» части вермахта и войск СС принимали участие в обороне Берлина и боях в Чехии.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Подбитый немецкий танк PzKpfw V модификации D2, подбитая в ходе операции «Цитадель» (Курская дуга). Эта фотография интересна тем что на ней присутствует подпись —  «Ильин» и дата «26/7». Вероятно, это фамилия командира орудия, подбившего танк.

Применение «Пантер» на Западном фронте

На Западном фронте первыми получившими новые танки частями стали I. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 12 (1-й батальон 12-го танкового полка СС) и I. Abteilung/Panzer-Regiment 6 (1-й батальон 6-го танкового полка). В июне и июле в Нормандию было отправлено ещё 4 батальона «Пантер». Эти подразделения вступили в бой уже в начале июня 1944 года, а к 27 июля безвозвратные потери «Пантер» составили 131 танк.

Новый немецкий танк оказался неприятным сюрпризом для союзников, так как его лобовая броня была непробиваема всеми штатными противотанковыми средствами, за исключением 17-фунтовой танковой и противотанковой британских пушек. Данное обстоятельство породило миф о том, что большинство немецких танков на Западном фронте было уничтожено союзной авиацией, господствовавшей в воздухе, а также ручными противотанковыми гранатомётами. Однако статистика поражённых танков говорит об обратном. За 2 летних месяца 1944 года англичанами было обследовано 176 подбитых и брошенных танков «Пантера», типы повреждений распределились следующим образом:

Как видно из этого списка, процент «Пантер», уничтоженный авиацией и кумулятивными снарядами, достаточно мал. Гораздо чаще немцам приходилось уничтожать и бросать технику из-за недостатка горючего или технических неисправностей. Союзники существенно недооценили количество «Пантер», которое они ожидали встретить во Франции. По аналогии с «Тиграми» предполагалось, что «Пантеры» сосредоточены в отдельных тяжёлых танковых батальонах, и встречи с ними будут нечастым явлением.

Реальность показала полную несостоятельность таких предположений — «Пантеры» составляли около половины всех немецких танков во Франции, в результате чего потери танковых войск союзников оказались гораздо выше ожидаемых. Положение ухудшалось тем обстоятельством, что пушка основного танка союзников M4 «Шерман» оказалась малоэффективной против лобовой брони «Пантер».

Решением проблемы могли стать танки «Шерман Файрфлай», вооружённые английской 17-фунтовой пушкой с мощной баллистикой, а также широкое использование подкалиберных снарядов. Однако и тех и других было немного. В итоге успешная борьба с «Пантерами» основывалась на значительном численном преимуществе союзников и господстве их авиации, атаки которой по тыловым частям вермахта существенно снижали боеспособность немецких танковых подразделений.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Два брошенных немецких средних танка Pz.Kpfw.V Ausf.A «Пантера» ранней серии

Курская битва

Первыми частями, получившими новые танки, стали 51-й и 52-й танковые батальоны. В мае 1943 года они получили по 96 «Пантер» и другую положенную по штату технику, месяцем позже оба батальона вошли в состав 39-го танкового полка. Всего в полку насчитывалось 200 машин — по 96 в каждом батальоне и ещё 8 танков штаба полка. Командиром 39-го танкового полка был назначен майор Лаукерт.

Перед началом операции «Цитадель» была сформирована 10-я танковая бригада, куда вошли 39-й танковый полк и танковый полк моторизованной дивизии «Великая Германия». Командиром бригады был назначен полковник Деккер. Бригада была оперативно подчинена дивизии «Великая Германия».1-й батальон 2-го танкового полка (нем. I. Abteilung/SS-Panzer-Regiment 2) 2-й моторизованной дивизии СС «Райх», который 17 апреля 1943 года отбыл в Германию для получения новой техники — танков «Пантера», вернулся на фронт уже после завершения Курской битвы.

5 июля 1943 года немецкие части перешли в наступление на широком фронте под Курском. 39-й танковый полк атаковал позиции советских войск в районе села Черкасское и, несмотря на упорное сопротивление частей 67-й и 71-й гвардейских стрелковых дивизий, а также контратаку 245-го отдельного танкового полка, к вечеру занял село. При этом за первый день боёв потери составили 18 «Пантер».

6 июля танки 10-й танковой бригады вместе с частями дивизии «Великая Германия» атаковали в направлении Луханина, но были остановлены частями 3-го механизированного корпуса, потери составили 37 «Пантер». На следующий день наступление продолжилось и, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, части 10-й танковой бригады заняли село Гремучее, весь день отбивая атаки советских танков и пехоты.

К исходу дня в строю осталось всего 20 боеспособных танков. В последующие дни боёв ударная мощь 39-го полка значительно снизилась; на вечер 11 июля боеспособными были 39 танков, 31 машина была потеряна безвозвратно и 131 танк требовал ремонта.

12 июля 39-й полк был выведен из боя для приведения в порядок материальной части. Новая атака 10-й бригады состоялась 14 июля, часть вновь понесла потери и к вечеру имела боеспособными 1 PzKpfw III, 23 PzKpfw IV и 20 «Пантер». Несмотря на хорошую работу ремонтных служб (в день возвращалось в строй до 25 машин), потери 39-го полка были значительные, и к 18 июля 51-й батальон имел в строю 31 танк и 32 требовали ремонта, в 52-м батальоне было 28 боеспособных машин и 40 «Пантер» нуждалось в ремонте.

На следующий день 51-й танковый батальон передал оставшиеся танки 52-му и отбыл под Брянск за новыми танками, имея на счету (по немецким данным) 150 подбитых и уничтоженных советских танков, безвозвратно потеряв в боевых действиях 32 «Пантеры».  В дальнейшем батальон был включён в состав танкового полка дивизии «Великая Германия».

52-й батальон в течение 19—21 июля был переправлен под Брянск, продолжил воевать уже в составе 52-го армейского корпуса, а потом был включён в состав 19-й танковой дивизии. В последующих боях батальон понёс большие потери и последние «Пантеры» потерял в боях за Харьков.Первый опыт боевого применения танков «Пантера» выявил как достоинства, так и недостатки танка.

В числе достоинств нового танка немецкие танкисты отмечали надёжную защиту лобовой проекции корпуса (на тот момент неуязвимую для большинства танковых и противотанковых советских орудий), мощную пушку, позволявшую поражать все советские танки и САУ в лоб, хорошие прицельные приспособления.

Однако защита остальных проекций танка была уязвима для огня 76-мм и 45-мм танковых и противотанковых орудий на основных дистанциях боя, также было зафиксировано несколько случаев пробития лобовой проекции башни 45-мм подкалиберными и 76-мм калиберными бронебойными снарядами. Ниже приведена таблица повреждений танков «Пантера», осмотренных комиссией НИИИ БТ с 20 по 28 июля 1943 года на участке прорыва советского фронта немецкими войсками вдоль шоссе Белгород — Обоянь.

Советская неожиданность

Танк Пантера

До 1941 года немецкая бронетехника не имела конкурентов, лишь внезапное появление Т-34 революционной конструкции в июле этого года заставило задуматься о новых танках. Это не было случайностью, поскольку Т-34 обладал отличной подвижностью благодаря широким гусеницам, хорошей и часто рикошетящей броней благодаря большим углам наклона и мощным 76.2 миллиметровым орудием. Совместно с тяжёлыми КВ они буквально перевернули танковые сражения в пользу СССР, демонстрируя полное превосходство над ПЗ-3 и ПЗ-4.

После захвата нескольких трофейных Т-34 в ноябре 1941 года, немецким инженерам была поставлена задача создать ещё более сильную машину.

Корректно ли сравнивать «Пантеру» с Т-34?

Дело в том, что боевая машина, создаваемая по «проекту «Пантера»», по первоначальной задумке руководства вермахта должна была решать те же задачи, которые в РККА возлагались на «тридцатьчетверку». Иными словами, до встречи с Т-34 немецкие генералы вооружали свои танковые дивизии T-III и T-IV и были ими вполне довольны. Германской стратегией был блицкриг, предусматривавший быстрое уничтожение неприятельской армии путем рассечения ее и окружения крупных воинских масс с последующим принуждением последних к сдаче.

Для этого германской армии понадобились мощные мобильные войска, способные вести маневренную войну, и глубокие операции в тылу противника. Основу этих войск составляли танковые дивизии, и до самого вторжения в СССР их танки, «тройки» и «четверки», вполне эффективно решали весь спектр стоящих перед ними задач.

Но появление танка с 76,2-мм пушкой и бронированием, хорошо защищавшем от стандартной 37-мм противотанковой «колотушки», который и 50-мм артсистемы пробивали со второго раза на третий, сделали возможности Т-III и Т-IV недостаточными. Немцы имели возможность ознакомиться с Т-34 и на полях сражений, и в небоевой обстановке, так как немалое количество «тридцатьчетверок» попало к ним либо совсем неповрежденными, либо с минимальными повреждениями.

Таким образом, немцы смогли превосходно изучить конструкцию Т-34, увидеть, как сильные, так и слабые стороны этого нашего танка. И, что совершенно неудивительно, они захотели получить танк, который бы органично сочетал бы в себе достоинства советской и германской средней бронетехники, не имея при этом их недостатков. А если конкретнее, то они хотели получить средний танк с мощной 75-мм пушкой, бронированием, не уступающим таковому у Т-34 (то есть противоснарядным по меркам 1941 г.), а также сравнительно просторным и эргономичным внутренним устройством для пятерых членов экипажа. И с хорошим обзором, конечно же.

 Танк Пантера ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Эпилог

Танк Пантера

Однако, не стоит считать «Пантеру» идеальной машиной, у неё были свои минусы.

Механические проблемы и некоторые недоработки в конструкции не были исправлены за все время производства.

Отличная броня защищала лишь спереди, а по бокам её очень не хватало. Огонь из главного орудия требовал остановки. Дальность действия была сильно ограничена, как и общий ресурс, а подвеска с шахматным расположением колес доставляла множество неудобств при низкой температуре.

Несмотря на это, «Пантера» была лучшим танком Германии, чей вклад был заметен на протяжении всей войны. Даже потом он стоял на вооружении Чехословакии, Венгрии и Франции.

«Пантера» была очень грозным танком, в меру быстрым, в меру защищенным, отлично вооруженным, ей даже была присуща грация, как настоящей хищной кошке. Но, как и в случае с Тигром, поспешное производство, проблемы с ресурсами и не всегда правильное применение не позволили показать себя в полную силу. Хорошая подвижность не спасала от расхода топлива и постоянных поломок, прочная лобовая броня не спасала от выстрелов с других сторон, а мощное и точное орудие не могло справиться с несколькими врагами одновременно.

Легко выигрываемые дуэли против советских и американских танков почти не влияли на общую картину, в которой сражались армии, а не отдельные люди или машины. Да и не все принятые конструкторские решения оказались правильными. «Пантера» оказалась слишком высокой, тяжелой, сложной и не надежной для массовой машины, какой должна была стать.

«Пантера» весьма противоречива из-за своих достоинств и преимуществ. Немецкие инженеры планировали установить новое, более мощное орудие, усилить броню, выпустить «Пантеру-2» и Е-50 позже, но всего этого не случилось. Поэтому остается сказать, что танк получился сильным и опасным противником, одним из самых удачных у немцев, но традиционные минусы немецкого танскостроения никуда не исчезли, сделав «Пантеру» лишь хорошей машиной, но не более.

 

Источники
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/pz-kpfw-v-pantera/
  • https://gun-35.ru/znaki-otlichiya/tank-pantera-nemetskij-pzkpfw-v-harakteristiki-i-nedostatki-kak-vyglyadit-vnutri-kamuflyazh-istoriya-sozdaniya.html
  • https://soldat.pro/2018/07/01/tank-pantera/
  • https://fishki.net/2243516-pzkpfw-v-pantera-pravda-o-luchshem-tanke.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/pantera/
  • https://tanksdb.ru/panther/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0_ (%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA)
  • https://topwar.ru/159589-t-v-pantera-tridcatchetverka-vermahta.html

[collapse]

Adblock
detector